Новости
Две цифры на товар
Возможно, скоро на ценниках товаров будет указываться две цены - оптовая от производителя и конечная стоимость с наценкой магазина. С такой инициативой в Госдуму обратился Союз потребителей России.
Законодатели на федеральном и региональных уровнях давно думают, каким образом остановить рост цен на товары. Аналитики отмечают, что нередко стоимость продукта в магазине в несколько раз превышает его цену от производителя. И дело не только в торговых надбавках, которые, по разным оценкам, составляют от 20 до 25 процентов от стоимости товара, а в длинной цепочке поставщиков и перекупщиков.
Больше года назад на рабочей группе Законодательного собрания Красноярского края от заместителя председателя Союза потребителей России и председателя Красноярского общества защиты прав потребителей Михаила Шевцова и прозвучало предложение - показать покупателю, «как его надумают» ретейлеры.
- Я выступаю за то, чтобы указывать две цены товара - оптовую и конечную, - говорит Михаил Шевцов. - Если, скажем, производитель на мешке с пшенной крупой написал 40 рублей за килограмм, а в магазине на ценнике поставили 100 рублей за кило, покупатель поймёт, насколько завышена стоимость продукта. Я считаю, это очень актуально для потребителя, он сможет выбирать торговую сеть, где его меньше дурят.
Конечно, приобретать продукты красноярцам всё равно придётся, ведь одними деньгами сыт не будешь. Но делать это будут люди в тех магазинах, где торговая надбавка меньше. Этим, считает родитель законодательной инициативы, удастся не только просвещать народ, но и сдерживать рост цен на товары.
- Возможно, сами продавцы, задирающие цену, начнут стесняться это делать, - говорит Михаил Шевцов. - И если уж не совесть их возьмёт, то необходимость выживать. Потому что за такие дикие цены можно и получить.
Заместитель председателя Союза потребителей России считает, что положение о двух ценах не будет нарушать ничьих прав - ни покупателей, ни предпринимателей от торговли. Впрочем, как считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Остапкович, вряд ли можно достичь снижения цен, усилив давление на торговлю. По его мнению, этикетки читают всего пять процентов граждан, а торговцы всегда найдут способ выйти из ситуации с наименьшими потерями. «Для поддержки малообеспеченных семей можно подумать над открытием для них спецмагазинов или ввести дотационные карточки на покупку товаров, как это делается в других странах», - считает эксперт.
Сами ретейлеры говорят, что реализовать предложение Союза потребителей невозможно, для этого необходимо уменьшить цепочку поставщиков. Как считает генеральный директор сети супермаркетов Олег Сипетый, чтобы зафиксировать какие-то наценки, надо сокращать количество участников и номенклатуры. Даже в пределах одной торговой сети в разных магазинах может присутствовать различная цена. Влияет на это множество факторов - начиная от района и заканчивая форматом самого магазина. Да и один и тот же производитель может продавать свою продукцию разным сетям по отличным друг от друга ценам.
А рост цен на товары, говорят торговцы, сдерживается естественным путём. Сейчас только в Красноярске более тысячи представителей ретейла. Высокая конкуренция заставляет магазины снижать стоимость и отслеживать ценообразование в соседних торговых точках. То есть рынок сам регулирует конечную цену товаров. При этом рост цен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский считает мифическим: мол, в прошлом году продуктовая инфляция (подорожание продуктов питания) составила всего 6,6 процента. То есть если какой-то товар стоил 100 рублей, то сейчас он стоит 106,6 рубля. Это цифры, которые простые покупатели даже не замечают.
В то же время, по данным Красноярскстата, рост цен в 2012 году в Красноярском крае достиг 6,8 процента, это на 0,7 процента больше, чем в 2011-м. Быстрее всего дорожали продукты питания - на 8,5 процента, особенно алкоголь - по нему прирост достиг почти 12 процентов. В тоже время по некоторым продуктам рост в прошлом году был более серьёзным - килограмм курятины стал стоить на 20 процентов дороже, картошка - почти на треть. Не заметить такой рост цен среднестатистическому покупателю просто невозможно.