Новости
Сменил физику на перо и топ-спин
Если бы в красноярском спорте присуждался титул “Мистер настольный теннис”, то одним из главных претендентов на него стал бы Константин Шутов. Этот человек не только 50 лет связан с этим видом спорта, но и вложил свой труд в подготовку около двух десятков мастеров спорта, у которых был либо первым тренером, либо работал с ними на других этапах их спортивного пути. Кроме того, Константин Константинович четверть века с перерывами возглавлял краевую федерацию настольного тенниса и с 1970-х годов является практически бессменным главным судьёй краевых чемпионатов и первенств.
ИЗ РИНГА — ЗА СТОЛ
Как говорит Константин Шутов, теннис до поры до времени вовсе не входил в его карьерные планы. Он признавался лучшим учителем физики Центрального района Красноярска, являлся заведующим методическим отделом роно. В общем, всё могло бы случиться иначе, если бы не случай.
— Я учился в пединституте на факультете физики, электротехники и машиноведения. Но преподавали нам практически одну физику. Студентом я был активным, тянулся к спорту, — вспоминает Шутов. — Поначалу, как и все сокурсники, записался в бокс к нашему преподавателю физической культуры, известному боксёру Анатолию Кишиневскому. Ребята говорили, что боксировал я технично и смело. Но карьеру в ринге прервал “несчастный” случай. Мне предложили возглавить спортклуб института. Предложили для начала установить в спортзале два стола для настольного тенниса и начать вовлекать студентов в занятия этим доступным и недорогим видом спортом. К счастью, я ещё мальчишкой немного научился во дворе перекидывать теннисный шарик через сетку. И вот в корпусе института, что рядом с нынешним ЦУМом, в крохотном зальчике мы начали стучать. И вскоре достучались…
В те годы пинг-понг, как иногда тоже называют настольный теннис, был в Красноярске достаточно популярным, но не особенно организованным видом спорта, хотя проводились и краевые чемпионаты. Уже имелись сильные игроки. В зале крайсовета “Динамо” играл, например, призванный во внутренние войска талантливый московский теннисист Олег Селицкий. Он выступал за “Динамо” и, как признавался, не имел в казарме своей койки — какая была свободна на нужный момент, на той и спал. По словам Шутова, Селицкий был не только отличным теннисистом, но и коммуникабельным парнем, который охотно делился с Шутовым своими знаниями, показывал те или иные приёмы. Кое-какая методическая литература по теннису была найдена Константином в библиотеке пединститута. Работа в спортклубе с теннисистами пошла на научной основе — с просмотром игры лучших игроков города. Теория с практикой шли рука об руку.
ПЕРВЫМ ПАЛ ВЛАДИВОСТОК
В крайсовете студенческого спортобщества “Буревестник” удалось узнать о проведении турниров Российского совета общества и убедить руководство, что следует в них участвовать. К мнению Шутова прислушались, поскольку к этому времени и команда пединститута заиграла прилично и выиграла первенство крайсовета студенческого общества, и сам он стал сильным теннисистом — имел победы над членами сборной края Альбертом Персицем и Николаем Савушкиным. Непобеждённым остался только Альберт Запорожский. Во многом этому способствовало то, что до 12 лет Шутов рос в Харбине, а в Китае все теннисисты держат ракетку не европейской хваткой — как дверную ручку, а так называемой хваткой “пером”, позволяющей вести активную атакующую игру. Добро начальства и деньги на поездку во Владивосток, на тренировочные сборы в Красноярске были получены.
— Хоть я и заверил руководство, что команда у нас есть, над её созданием надо было ещё потрудиться, — признался Шутов. — К тому времени я уговорил Альберта Персица всерьёз заняться теннисом. Персиц и сам здорово прибавил в мастерстве, и в создании сборной команды крайсовета “Буревестник” помог здорово. Тренировались почти всё лето. Лидерами команды стали, естественно, Персиц, Савушкин, Запорожский, но и остальные к ним по мастерству подтянулись. В том числе и девушки.
Первый заграничный выезд за пределы края, случившийся в 1963 году, нежданно принёс победу. Хотя многие команды, в том числе хабаровского института физкультуры, имели в своём составе сильных игроков, но такой сплочённой и яростной, как красноярская, по воспоминаниям Шутова, ни у кого не было. Контстантин Константинович отметил про себя, что ракетки, резиновые накладки на них, мячи и экипировка, организация игры у соперников лучше. В игре дальневосточных команд также сказывалось влияние азиатской школы тенниса. Финальные соревнования Российского совета ДСО “Буревестник” проводились в Смоленске уже в 1964 году — в год 1100-летия города. Надо сказать, что за студенческое общество тогда выступали практически все сильнейшие теннисисты страны — от юниоров до взрослых. И большинство из них были россиянами. Так что дебютное седьмое место красноярцев в турнире восьми команд — победительниц зональных соревнований не стало неудачей.
— Зато мы все получили возможность наблюдать за лидерами сборной СССР Станиславом Гомозковым, Зоей Рудновой, Саркисом Сархояном. Следили вживую за их техникой, тактикой, подготовкой к встречам, поведением внутри команды. Смотрели во все глаза и впитывали впечатления, — прокомментировал выступление в Смоленске Шутов.
ТЕБЯ УЧИЛИ СЕЧЬ?
Когда побываешь в раю, тяжело возвращаться на грешную землю. Так и красноярским теннисистам после увиденного в Смоленске — отличная организация соревнований, блестящее мастерство лидеров советского настольного тенниса, — возвращение в свои Пенаты рождало противоречивые чувства. С одной стороны, хотелось тут же засучивать рукава и приниматься за работу, а с другой — возникали вопросы: где работать, где брать тренеров, в какой организации? Тренерские кадры были ещё те, как говорится. Один из них, как вспоминал с улыбкой Шутов, давал воспитанникам только один совет: “Тебя учили сечь — вот и секи!” Физик Шутов увидел в молодом Альберте Персице не только перспективного теннисиста, что тот в дальнейшем и доказал, став мастером спорта, но и человека, который со временем может стать хорошим тренером. Что Альберт Персиц также доказал. Детских спортивных школ по теннису в Красноярске в начале 1960-х не было, а без организованной и планомерной работы с детьми на стабильные успехи и на развитие тенниса рассчитывать было несерьёзно. Стараниями Шутова сначала появилась секция настольного тенниса в Доме пионеров, а потом и отделение в ДЮСШ РОНО Центрального района. Работая там, Альберт Перосиц по определению Шутова, стал первым профессиональным тренером. Тренером, который наряду с педагогическими знаниями обладал техническим мастерством для совершенного показа технических приёмов своим ученикам. Сам же Константин Константинович хоть и не переходил долгое время на тренерскую стезю полностью — преподавал физику в школах города, — но везде организовывал работу секций настольного тенниса.
— У нас в 10-й школе теннисные столы устанавливались в помещении продлёнки. Константин Константинович и сам играл здорово, и вскоре всю школу теннисом увлёк, — вспоминает один из самых успешных теннисистов Красноярска мастер спорта Сергей Дорошенко. — Я больше нацелен был на баскетбол и волейбол, но с восьмого класса Шутов за меня взялся всерьёз. Причём тренер следил за тем, чтобы я не запускал учёбу. На тренировочные сборы я всегда брал учебники, задания от учителей. Школу закончил с золотой медалью, а через пару недель после выпускного мне вручили и значок мастера спорта. С именем Константина Константиновича связан и мой первый серьёзный успех — победа в первенстве России среди юношей. Благодаря этому успеху я всерьёз задумался о своей спортивной карьере. Константина Константиновича Шутова я всегда записывал в анкетах своим первым тренером. Считал и считаю его и Альберта Персица своими главными наставниками в спорте.
ЧЁРНАЯ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ
Сам же Шутов до сих пор с шутливой обидой рассказывает про то, как Дорошенко перебежал дорогу на чемпионате края. Дело в том, что на одной из тренировок перед соревнованиями Сергей попросил своего тренера — тогда ещё играющего — научить его принимать подачи пером и поиграть в спарринге. Поначалу Дорошенко принимал сложные подачи, которыми владел Шутов, плохо. Тренер рассказывал, как это лучше и правильнее делать, и дело пошло. Но надо же, жребий свёл ученика и учителя на крае в одну группу. Дорошенко на деле доказал, что он способный ученик и всё схватывает буквально на лету — победил натренировавшего его на свою голову Шутова. Но случались у Константина Константиновича и менее ранимые тренерские радости. На одном из турниров Россовета ДСО “Спартак” будущая мастер спорта международного класса Лариса Панова (Фарина) проигрывает партию 17:18. Ищет своими большими глазами тренера, а в глазах немой вопрос — что делать? Ситуация непростая, а Лариса по своему стилю защитница, хотя и имеет темперамент холерика, что свойственно игрокам атаки. Шутов подаёт знак делать остро атакующую связку. Лариса неожиданно меняет тактику и, проведя четыре атаки подряд, выигрывает партию. Тренеры потом подходили к Шутову, удивлялись: “Так Панова у тебя оказывается ещё и атакует?!” Впрочем промахи тоже случались в жизни наставника. Как то в цейтноте Шутов отдал в секретариат не ту из двух заготовленных заявок на матчевую встречу. До сих пор досадует, не может объяснить себе — отчего и почему так случилось?
— А ещё тренировалась у меня Наташа Котляр, у которой была от рождения необычная координация движений и, как следствие — своеобразная техника, — говорит Шутов. — К этому мы добавили парочку ударных связок, редко применяемых другими теннисистами. В Могилёве на Всесоюзном профсоюзном турнире участвовали 64 спортсмена. Начала турнир ещё юная Наташа с переменным успехом: то выиграет, то проиграет. Говорю ей, чтобы чаще била после топ-спина в угол слева по прямой, как учили, чередуя при этом стороны ракетки. Сами по себе удары несложные для приёма, но неожиданные для принимающего. Котляр не верит, мол, я так проиграю. Я ей ещё раза два повторил своё требование. Выполнила и выиграла. В итоге Наташа заняла седьмое место, что тогда для неё было очень неплохим результатом. Потом слышал, как Котляр советовала подружкам: “Делайте, что Константин Константинович говорит, и всё получится!”
КУ-КУ — 100 ЛЕТ ВАМ ЕЩЁ!
Множество вещей умеет делать своими руками Шутов. Вплоть до того, что вполне мог бы сделать карьеру мастера-часовщика. Свидетельствуют об этом множество настенных часов, перенёсших изрядное количество операций и пересадок органов. Часы приветствуют вас в квартире Шутова — тикают, шевелят шестерёнками-колёсиками и качают маятниками. Некоторым по праздникам разрешено и покуковать. Однако воспитанники подчёркивают ещё одну счастливую черту таланта Шутова-педагога. Благодаря ей сегодня, в день рождения Константина Константиновича, в его квартирке на третьем этаже, как и каждый год, соберутся поздравить учителя с днём рождения — на этот раз с 75-летием — многие его ученики. Подобным подарком может похвалиться далеко не каждый из нас.