Новости

Уроки исключения

Уроки исключения

Кто останется за партой?

Каждый помнит свои школьные годы. И первого учителя, и первый урок, и первую двойку. А кто-то помнит и одноклассника-хулигана. Успеваемость скверная. Дисциплина и того хуже. Не то чтобы способностей и талантов нет. Их как раз хоть отбавляй. Просто применение им он обычно находил в другом русле.

То педагога до слёз доведёт, то драку устроит, то одноклассников обидит. И так каждый день. С горем пополам дотягивали его до девятого класса. И вздыхали с облегчением. Педагоги — что свой долг выполнили. Одноклассники — что избавились от обид и насмешек. Родители — что свидетельство нерадивое чадо всё же получило. Можно было, конечно, и приструнить хулигана. Но строгие беседы и выговоры давно потеряли свою силу. Выгнать не получится. Ведь право на образование имеет каждый.

И как быть? Вопрос остаётся открытым и сейчас. Ведь и сегодня в некоторых школах встречаются ребята, справиться с которыми очень сложно.

Министерство образования и науки вынесло на обсуждение проект порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. В документе выделяется три кары: замечание, выговор и отчисление из школы. Всё зависит от тяжести совершённого проступка, который, кстати сказать, фиксируется на бумаге. Отображается время, место, суть и обстоятельства произошедшего. Плюс ко всему должны быть и свидетели инцидента. Затем “дело” передаётся в комиссию по урегулированию споров. Там по истечении трёх дней и выносится “вердикт”. Нарушителю предложат дать письменное объяснение своему поступку. Если же он плохо владеет русским языком, сделать это он может через своих законных представителей — родителей или переводчика.

— Фактически Проект приказа Минобрнауки России поддерживает п. 4 12 ст. 43 Закона “Об образовании” от 29.12.2012, — считает Людмила Юдина, директор гимназии № 13. — Если говорить о целесообразности данного документа, то здесь всё очевидно — необходимость назрела давно, и идея сама по себе хороша. У нас обязанности есть, а вот с ответственностью за их неисполнение бывают сложности. Дисциплинарная ответственность учащегося — это не кара, такое сравнение, на мой взгляд, некорректно.

Это скорее баланс прав и обязанностей, неисполнение которых влечёт за собой взыскания, не противоречащие законодательству РФ, в том числе Закону “Об образовании”.

В документе есть ряд исключений. Запрещено отчислять из школы сирот, от наказания избавлены школьницы во время беременности, а также малолетние мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком.

Замечание может применяться без возрастных ограничений, а самые строгие наказания, то есть выговор либо отчисление, — только к школьникам от 15 лет. То есть когда ребёнок уже получил аттестат об основном общем образовании и может продолжить дальнейшее обучение в техникуме, профессиональном училище либо вечерней школе.

Исключение и выговор грозят учащимся, прежде всего, за появление на территории школы под воздействием алкоголя либо наркотических препаратов. Кроме того, за неусвоение образовательной программы, невыполнение учебного плана и за повторные проступки.Вылететь можно и за аморальное поведение, а также за оказание негативного влияния на других участников образовательного процесса.

— Появление на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения действительно следует относить к грубым дисциплинарным проступкам. И это однозначно административная ответственность, — говорит Людмила Петровна. — Ответственность за неусвоение образовательной программы в установленные сроки и невыполнение учебного плана однозначно несут учащиеся, но в первую очередь это ответственность родителей. Я не подвергаю сейчас сомнению статью 5 п. 1 Закона “Об образовании”, где сказано, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Но в появлении документа, регламентирующего привлечение к дисциплинарной ответственности, есть необходимость.

По мнению Людмилы Юдиной, несколько пунктов всё же требуют разъяснения. В частности, необходимо раскрыть понятия “аморальный поступок” и “негативное влияние на сверстников”. Кроме того, считает Людмила Петровна, здесь важно предусматривать возможную судьбу отчисленных школьников — предлагать им другие учебные заведения или помогать с трудоустройством.

— С ребёнком, который оступился, в школе должна проводиться работа, — говорит Ирина Кочеткова, ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних. — В учебных заведениях есть психологи, в районах — психолого-педагогические центры, которые заключают договоры с образовательными учреждениями и помогают выстраивать траекторию развития ребёнка в этой школе либо в другом образовательном учреждении, если здесь у него проблемы. Отчисление — крайняя мера, которая допускается, если всевозможные меры воспитательного характера не дали результата, и то только по достижении ребёнком пятнадцати лет. Чтобы это произошло, ребёнок должен совершать из ряда вон выходящие поступки. Оказывать дурное влияние на сверстников. Например, демонстрировать наркотики, совершать кражи, разбои. Выкладывать видео о совершаемых проступках в Интернет. Нарушать нормальное функционирование образовательного учреждения, например, приносить опасные, взрывчатые вещества. К сожалению, есть и такие примеры.

Но даже в этих случаях, по словам Ирины Кочетковой, школа не может самостоятельно принять решение об отчислении. Руководство учебного заведения выходит на комиссию по делам несовершеннолетних и законных представителей ребёнка. И только с учётом мнения родителей и согласия комиссии школьник может быть исключён. При этом право на образование у ребёнка остаётся. Он может перейти в другое учебное заведение.

— Отдельный вопрос — с беременными школьницами, — говорит Ирина Васильевна. — Допустим, девочка становится мамой. Соответственно оформляется двойная опека. Её родители либо бабушка берут опеку над ней и её малолетним ребёнком. Конечно, ей нужно находиться с малышом, ухаживать за ним. Но и образование получить необходимо. Есть разные способы обучения, в том числе дистанционные. Я думаю, что Министерство образования в своём проекте приказа отдельно защитило от исключения из учебного заведения беременных школьниц, потому что наверняка есть случаи, когда таких учениц пытаются выдавить из школы, опасаясь повышенного к ним интереса.

Но молодая мама право на образование, безусловно, имеет.

Отчисление из школыможет негативно отразиться на ребёнке, считает Наталья Стряпухина, заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра социальной помощи семье и детям “Качинский”.

— Ситуация очень неоднозначная, — говорит Наталья Александровна, — дети, конечно, бывают разные. Есть и очень сложные подростки. Но исключение — опасная мера. Это негативный опыт для школьника, который может ничему не научить, но при этом повлечь за собой агрессию, либо ребёнок будет примерять на себя роль жертвы. И то и другое может оставить негативный отпечаток в дальнейшей жизни. Кроме того, над остальными ребятами и родителями возможность подобных мер будет висеть, как дамоклов меч.

Проект приказа Минобрнауки России вынесен на обсуждение. На сайте минобрнауки.рф можно оставить свои замечания и предложения до 25 февраля. Он будет утверждён с учётом мнений граждан. И тогда у педагогов появится в руках “кнут”, которым придётся учиться правильно пользоваться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА