Новости
Ожидая революцию, полюбите математику
Где будут работать красноярцы через двадцать лет?
Индустриальный центр или столица развлечений — от того, по какому сценарию будет развиваться наш город, зависит, чем будут заниматься красноярцы через пару десятков лет. Вместе с экспертами мы попытались дать прогноз, какие отрасли станут востребованными в относительно недалёком будущем.
— Чтобы понять возможные “сдвиги будущего”, давайте посмотрим в прошлое. Поймём, каким может быть масштаб изменений, — предлагает Валерий Ефимов, директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ. — Оглянемся на двадцать лет назад — в 1993 год. Тогда Красноярск был крупнейшим за Уралом индустриальным промышленным центром: на его территории работали “Крастяжмаш”, красноярский телевизорный завод, “Химволокно”, химкомбинат “Енисей”, шинный завод, судостроительный завод, Сибэлектросталь, завод РТИ, шёлковый комбинат “Шелен”, завод “Квант” — всего около двух десятков крупных предприятий. Большинства из них уже нет. Некоторые ещё номинально присутствуют на карте города — например, завод комбайнов. Но вопрос, когда на его месте появятся новые жилые микрорайоны, как на месте судостроительного завода, остаётся открытым.
Эксперт отмечает: если в прошлом индустриальный сектор составлял до 70 процентов экономики города, то сейчас эта цифра составляет приблизительно 20—30 процентов.
“Взамен промышленности у нас появился ретейл — различные сети и торгово-развлекательные центры,— говорит Валерий Сергеевич. — В принципе, то, за что боролись в перестройку — новое будущее, в котором не будет дефицита, — случилось. В итоге Красноярск перестал быть индустриальным, стал более сложно устроенным, в городе сформировался мощный сектор услуг.
Посмотрим, что ещё произошло за двадцать лет. Сейчас многие жители краевого центра и я, в том числе, не понимают: нужен ли им домашний телефон. Ведь практически у каждого есть сотовый телефон. Более того, доступна видеосвязь в формате Skype — очевидно, что стационарная телефонная связь перестанет существовать. В нашу жизнь вошёл Интернет — город включён в глобальное информационное пространство. Если в 80-х и 90-х годах прошлого века копию научной статьи из Ленинской библиотеки приходилось ждать от двух месяцев до полугода, сейчас это делается мгновенно. В Красноярске сформировался новый сектор экономики — связь и информационно-коммуникативные технологии. И эти изменения можно назвать революционными”.
Но это движение в будущее принесло и новые проблемы: существующая дорожная и социальная инфраструктура не обеспечивает современное качество жизни. Так, город задыхается в автомобильных пробках, нам не хватает дошкольных учреждений и детских образовательных и развивающих центров.
— Да, на город влияют внешние тенденции — деиндустриализация, формирование “сервисной экономики”, цифровая и автомобильная революция. Всё это сильно изменило Красноярск. И мы должны понимать, что через двадцать лет изменения будут ещё более мощными, — считает Валерий Сергеевич. — Какие же сферы экономики отрасли останутся востребованными? Всё зависит от того, какие виды деятельности, предприятия и организации продолжат своё существование. Очевидно, что в городе сохранится сектор индустриальной экономики. Абсолютно точно останется алюминиевый завод, поскольку в него вложены огромные деньги, и он является основным потребителем энергии Красноярской ГЭС. Судьба Красмаша будет зависеть от оборонного заказа и от того, насколько он сможет выйти на гражданские рынки. Будут ли зарубежные инвесторы возводить у нас роботизированные заводы с хорошими экологическими характеристиками — большой вопрос. Для этого должно сочетаться несколько факторов: наличие удобных площадок, квалифицированные кадры, рынки сбыта и интерес инвесторов. Пока Красноярск не проводит активной политики по привлечению инвесторов и продвижению города в этом направлении. В Калуге, к примеру, уже открыто пять или шесть больших сборочных площадок.
Эксперт уверен: в нашем городе продолжат работу представительства крупных компаний, которые сейчас занимаются освоением северных территорий края. Красноярск останется своеобразным плацдармом для этой деятельности.
— Традиционные отрасли сохранятся в Красноярске, ведь исключительно предоставлением услуг бюджет восполняться не будет, — считает Михаил Васильев, председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. — В частности, останется машиностроение: будут работать заводы, производящие оборудование для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых в регионе. Наш край богат ими, интерес к полезным ископаемым будет всегда — мы “обречены” на такую судьбу. Значит, нужно развивать эту отрасль. Останется такое направление, как переработка сельскохозяйственной продукции — первичная продукция продолжит поступать к нам из районов края. Но всё-таки большую часть в будущем рынка труда будет занимать сфера услуг, эта тенденция намечена уже сейчас. Безусловно, востребованными будут образовательные услуги. Для этого у нас есть хорошая база — СФУ. Как и любому вузу, Сибирскому федеральному университету нужно время для становления академических, образовательных школ. Лет через двадцать это и произойдёт.
Это мнение разделяет Валерий Ефимов: “В городе будет существовать мощный университетский сектор. И он даст большое количество рабочих мест и будет генерировать студенческие потоки. Только у нас в СФУ сегодня трудится более восьми тысяч человек, и обучается почти 40 тысяч студентов”.
— Постоянны только перемены, — уверен Алексей Менщиков, председатель совета Гражданской ассамблеи Красноярского края. — И через двадцать лет Красноярск не будет таким, как сегодня. Появятся новые профессии, не столько промышленные, сколько креативные — в отрасли новых технологий и работе с людьми. Уже сегодня активно развиваются сферы услуг, потребления и коммуникаций. Пока таких специальностей немного, поэтому людям будущего придётся менять квалификацию. Советская модель, когда человек получал образование по какой-либо специальности и всю жизнь отдавал ей, уйдёт в прошлое. Жизнь заставит нас постоянно переучиваться.
Ну и, конечно, все эксперты уверены, что и через десятилетия точно будут работать предприятия, необходимые для жизнеобеспечения города — ГРЭС и ТЭЦ, учреждения здравоохранения, образования, всевозможные коммунальные службы.
— Понятно, что сегодняшним школьникам важно знать перспективы развития города, чтобы определиться с будущей профессией, — говорит Михаил Васильев. — Нам будут нужны люди, умеющие работать руками. Но не занимающиеся тяжёлым физическим трудом, а задействованные в сфере услуг. А также потребуются инженерные кадры, так что советую сегодняшним школьникам как следует учить математику.
…В ноябре прошлого года в нашем городе состоялась форсайт-сессия, на которой обсуждалось будущее Красноярска. Это был интеллектуальный штурм, в котором приняли участие эксперты из нашего города, Москвы и даже Голландии. Всего — порядка двухсот человек. В их числе были представители самых разных областей — управления, экономики, социальной сферы, культуры, а также молодёжь Красноярска. Задачей проекта, поддержанного управлением молодёжной политики города, было обсуждение будущего краевой столицы.
— Если объяснить в нескольких словах, технология форсайта предполагает проведение аналитических исследований и опросов экспертов разного уровня, которые определяют глобальные тенденции развития, которые будут влиять на ситуацию города, и формируют видение будущего, каким может стать город через десять, двадцать, тридцать лет, — рассказывает Валерий Ефимов. — При этом рассматривается несколько возможных сценариев развития. И затем вместе с городскими элитами и городскими сообществами выбирается наиболее приемлемый базовый сценарий, в котором прописано, каким мы хотим видеть наш город.
Все тенденции были отражены в сценариях, предложенных во время форсайт-сессии. Так, один из проектов подразумевал более технологичное продолжение индустриального развития Красноярска. По другому сценарию, наш город становился своеобразным форпостом для освоения Севера. По третьему — Красноярск входит в сеть глобальных городов и получает доступ к глобальным инвестициям, технологиям, кадрам, стилям жизни, новым культурным течениям. При этом он должен вносить в это глобальное сообщество городов что-то своё, что-то новое. Также высказывались предложения о создании удобного для жизни города — “Сибирский оазис”, и даже воплощения сценария “Крас-Вегас”, по которому Красноярск стал бы местом для траты денег и получения эмоций.
— За этими разными, конфликтующими между собой сценариями стоят социальные группы со своими интересами и своим видением будущего, — говорит Валерий Сергеевич.
Теперь экспертам предстоит создать единый проект, который минимизировал бы риски, максимально возможно включал сильные стороны каждого сценария. Важно разрешить создавшийся конфликт интересов ради будущего Красноярска. В феврале карты трендов и варианты сценариев представят главе Красноярска, а затем будет подготовлен общий сценарий, который необходим для разработки долгосрочной стратегии развития города.