Новости
Что не вмещается в схему
Как оказалось, мнения о том, что Интернет вытесняет печатную прессу, несколько преувеличены. Во всяком случае применительно к нашему городу. Красноярцы начали сбор подписей в защиту газетных киосков, не вошедших в новую схему размещения временных сооружений, а потому подлежащих сносу.
Люди с готовностью подписывают обращения за сохранение газетных киосков на привычных местах. Правда, речь идёт только о двух точках распространения печатной продукции — на проспекте Свободном и улице Тотмина. Кроме того, не совсем понятно, в чей собственно адрес пишутся обращения. Дело в том, что хозяин киосков ОАО “Розпечать” никакой проблемной ситуации здесь не видит.
— Все наши киоски за единичным исключением вошли в схему размещения временных сооружений, — поясняет главный бухгалтер ОАО “Розпечать” Любовь Бузина. — Любой желающий может убедиться в этом, просмотрев схему на сайте администрации города. А точки, которые в схему не вошли, не являются для нас особо значимыми. Так что повода раздувать ажиотаж и говорить, что в Красноярске начался массовый снос газетных киосков, нет.
Как пояснила нам пресс-секретарь департамента градостроительства Оксана Покаместова, существует механизм урегулирования спорных вопросов, касающихся размещения временных сооружений.
— Для этого создана специальная комиссия, которая разбирается по каждому спорному объекту, — говорит она. — Но для того чтобы начать разбираться, необходимо для начала, чтобы владельцы киосков обратились со своими претензиями в департамент. Насколько же мне известно, по газетным киоскам никаких претензий не поступало.
Кроме того, в этом году начнёт действовать и механизм торгов на право размещения временных сооружений. Поэтому любой желающий может поучаствовать в аукционе. Следует заметить, что в сегменте до десяти квадратных метров (в который вполне укладывается площадь газетного киоска) у распространителей печатной продукции не так много конкурентов. Ведь торговые павильоны, как правило, требуют значительно большего пространства.
Впрочем, как отмечал руководитель департамента градостроительства Андрей Лапицкий, схема временных сооружений не является догмой, она имеет недостатки, над устранением которых департамент будет работать. Важно определить действительную потребность жителей города в тех или иных временных сооружениях, в том числе и газетных киосках. И для выполнения этой задачи определяющим фактором будет являться мнение самих горожан.
Думается, что в этой ситуации красноярцам, голосующим за сохранение привычных газетных киосков, надо просто донести своё мнение до департамента градостроительства.
Однако тема газетных киосков выходит за пределы городского масштаба. Это проблема федеральная. Следует заметить, что сокращение точек распространения печатной продукции — общероссийская тенденция последнего десятилетия. Проблема настолько назрела, что недавно ряд общественных организаций подписали декларацию о сотрудничестве для преодоления негативных тенденций в сфере производства, издания и распространения периодической печатной продукции.
Как отмечают авторы декларации, в стране уничтожается система распространения печати. Киоски прессы за последние три года сократились с сорока двух тысяч до тридцати одной, книжные магазины — с восьми с половиной тысяч до трёх. Количество наименований газет и журналов сократилось на 25 процентов, продаваемые тиражи — на 40. Экономические трудности испытывают как издатели и полиграфисты, так и распространители. Ведь, по экспертным оценкам, порядка 60 процентов тиражей газет и журналов реализуется именно через киоски прессы в России. И именно в киосках представлен максимально широкий ассортимент прессы и книг, находящийся в шаговой доступности большинства россиян.
Как видим, тенденция сокращения киосков вовсе не связана со схемой временных сооружений. Это процесс более глобальный и длительный. Проблема, видимо, в том, что издание газет и журналов имеет больше отношения к культуре, нежели к бизнесу. И уравнительный подход, когда производство и распространение печатной продукции приравнивается к любому другому бизнесу, здесь просто невозможен — отрасль становится неконкурентоспособной. Что мы и наблюдаем в реальности: исчезают не только киоски, но и сокращается, как шагреневая кожа, сам рынок печатной продукции. И эту проблему на местном уровне не решить.
Пётр КОНСТАНТИНОВ, депутат городского Совета:
— Говорят, что Интернет вытесняет печатные СМИ. Но в трехмиллионном Саппоро выходят две газеты тиражом по 500 тысяч экземпляров. А разве в Японии нет Интернета? На мой взгляд, невозможно применять к прессе бизнес-подход. Мы создали такие условия, при которых производство печатной продукции можно окупить только огромным количеством рекламы. Во многих СМИ объем рекламных средств в доходах составляет более 70 процентов. Это значит — меньше яркой публицистики, меньше той палитры мнений, что формирует информационное пространство.