Новости
Путешествия с культурным оттенком
За туриндустрией присмотрит правительство
Контролировать работу операторов, отправляющих россиян на отдых за рубеж, отныне будет министерство культуры. Соответствующий документ на днях подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Как именно федеральные чиновники будут осуществлять надзор за бизнесменами, пока не ясно. Текст документа дословно говорит только следующее: “Установить, что Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма”. Прежде чем ведомство начнёт осваивать новое поприще, отмечают эксперты, необходимо разработать и принять определённые нормативно-правовые акты. Возможно, будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточат наказание для безответственных или недобросовестных турфирм, считают эксперты. “Очень хочется надеяться, что качество работы и уровень контроля повысятся. В любом случае конечная цель принятого постановления — защита прав туристов”, — отмечают в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм).
Решение отдать культурному ведомству сферу туризма видится, как минимум, весьма неожиданным. Всё-таки проблемы в отрасли, связанной с зарубежным отдыхом, никакого отношения к тому же искусству и творчеству не имеют. Это скорее экономика да политика. Но, по словам исполнительного директора красноярского регионального отделения Российского союза туриндустрии Александра Седых, нововведение вполне укладывается в логику последний действий правительства по наведению порядка на рынке туристических услуг.
— В мае прошлого года перестало существовать министерство спорта, туризма и молодёжной политики, — напоминает Александр Владимирович. — Согласно указу президента оно преобразовано в министерство спорта, при этом функции по выработке государственной политики в области туризма были переданы Минкультуры, а функции по разработке молодёжной политики — Министерству образования и науки. И новое решение федеральных властей лишь укрепляет позиции Минкультуры как главного по туризму в стране.
К слову, расформированное Министерство спорта, туризма и молодёжной политики хоть и занималось туристической политикой, но не имело никаких надзорных функций. “То есть органы исполнительной власти были сами по себе, а туристический бизнес — сам по себе”, — заявила в одном из недавних выступлений пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
— И всё же говорить о том, что туриндустрию никто раньше не контролировал, было бы неправильно, — утверждает Александр Седых. — Функции надзора были и остаются у налоговой и антимонопольной служб, обширные полномочия по защите прав потребителей есть у Роспотребнадзора.
Действительно, совсем без надзора отрасль не оставалась и не остаётся. Более того, в 2007 году вступили в силу изменения в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, в которых был впервые прописан механизм финансового обеспечения исполнения обязательств туроператора перед выезжающими за рубеж по путёвке. Согласно одной из статей закона, туристам гарантируется возврат денежных средств, уплаченных за договор, если услуги так и не были оказаны туроператором или третьими лицами (гостиницы, перевозчики и прочие). Гарантировал закон и возмещение реального ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения компанией обязательств по договору. В том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов туриста в связи с непредвиденным выездом или эвакуацией из страны временного пребывания. И если поначалу туроператоры рассматривали жалобы граждан с неохотой, затягивали выплаты, то после множества выигранных в суде дел процесс пошёл быстрее. Тем более что большая часть выплат производится за счёт страховок, оплачиваемых самими туристами.
Однако прошлый год показал, что туриндустрия снова требует вмешательства властей. Два банкротства туристических компаний с перерывом в два дня — такого у нас ещё не видели. Сначала фирма “Эль-Вояж”, отправляющая людей в Египет, а затем оператор по Хорватии “ЧерриТур” бросили своих клиентов на произвол судьбы. Ситуация разрешилась благополучно, причём ликвидацией ЧП занялся сам бизнес. Туристы “Эль-Вояж” были вывезены из Египта бортом крупного оператора, чьи расходы компенсировались за счёт фингарантий компании-банкрота.
Не остались в стороне от случившегося и федеральные власти. Буквально за несколько недель Госдума подготовила и приняла поправки в законодательство о туризме. Согласно им ужесточены требования по объёмам финансовых обеспечений туроператоров. Кроме того, игроки рынка туруслуг обязаны вступить в так называемый компенсационный фонд “Ростурпомощь” на случай оказания помощи людям, попавшим в сложную ситуацию по вине туроператора.
— Говорить о том, что работающие в стране компании ринулись в Ростурпомощь, не приходится, вступили лишь единицы, и очереди из желающих не наблюдается, — констатирует Александр Седых. — Однако для новых организаций вступление в фонд — обязательное условие для начала деятельности. И у существующих компаний времени для раздумий осталось не так много. С мая 2013 года — такой срок поставил законодатель — туроператорская деятельность предприятий, не вступивших в фонд, будет считаться недействительной.
Эксперт уверен: создание фонда — вещь необходимая. “Люди, попавшие по вине туроператора в трудную ситуацию за рубежом, не останутся наедине со своей проблемой, — рассказывает Александр Владимирович. — Другой вопрос, что права потребителей законом защищены и сейчас. Лучше предотвращать негативные события и дисциплинировать туристический бизнес, чтобы представители фирм знали, что есть орган, который может отслеживать их работу и каким-то образом влиять на неё. В то же время я не вижу, как можно предсказать финансовую несостоятельность туроператора. Объявляют о банкротстве не только мелкие игроки, но и крупные. Как правило, главная причина остановок деятельности туркомпаний — продажа путёвок по демпинговым ценам и неумение просчитывать риски. И понять, что точка невозврата пройдена, порой не в силах сами предприниматели, непонятно, как это смогут предвидеть чиновники Минкультуры, осуществляющие надзор?”.
Анна Пашинова в турбизнесе уже боле трёх с половиной лет. Сейчас она заместитель генерального директора одного из красноярских турагентств.
— За то время, что я работают в отрасли, с треском закрылись некоторые агентства города Красноярска, и два, как мы предполагали, надёжных московских туроператора, — говорит Анна Александровна. — Чтобы наши клиенты не пострадали от подобных ЧП, мы очень придирчиво подходим к выбору туроператора, требует от него финансовых гарантий. Ведь только при их наличии в случае банкротства компании туристы смогут вернуть деньги за испорченный или так и не состоявшийся отдых.
При этом, продолжает эксперт, законом сегодня туристы защищены от внезапного банкротства туроператоров. “Куда сложнее дела обстоят с турагентами, которые выступают посредниками между жителями и оптовыми продавцами путёвок, — констатирует Анна Пашинова. — И тут бдительность важно проявлять самим клиентам. Прежде всего, стоит обращаться внимание на то, как долго работает агентство. Как показывает практика, новички в 50 процентов случаев закрываются в первый-второй год после открытия. А главное — надо детально изучить заключаемый договор, на который в случае недобросовестности агента ссылаться в спорных ситуациях”.