Новости
Тактика жилищной борьбы
Возможно ли разорвать замкнутый круг
У жительницы краевого центра Татьяны Васильевны со специалистами управляющей компании диалог не складывается вот уже более трёх лет. В квартире женщины зимой температура воздуха не поднимается выше плюс 16—17. Если включить обогреватель, то можно отвоевать у холода ещё максимум два градуса.
— К работе системы отопления у меня претензий нет, — говорит Татьяна Васильевна. — А вот состояние дома плачевное. Наша пятиэтажка сдана в эксплуатацию в 1959 году, между кирпичами начали образовываться трещины. Через них на улицу и выходит тепло.
Жители дома № 37 по улице Робеспьера к жилищникам обращались не раз. Специалисты управляющей компании устранять проблему не спешили. Отчаянные красноярцы написали жалобу в службу строительного надзора и жилищного контроля края. Специалисты ведомства обследовали кирпичное здание и вынесли вердикт: “Наблюдаются трещины над оконным проёмом в квартире № 21, неисправность отделки цокольной части здания и фасадной части”. В итоге сотрудники службы стройнадзора составили акт и выписали жилищникам предписание с требованием устранить выявленные недочёты. Дело было в мае 2010-го. На дворе начало 2013 года, а жители пятиэтажки продолжают страдать от промерзающих стен.
И это далеко не единственный пример невыполнения службами ЖКХ своих прямых обязанностей. Согласно статистике общественной приёмной главы Красноярска, каждое третье обращение, отправленное красноярцами в мэрию, касается темы жилищно-коммунального хозяйства. И спектр проблем, поднимаемых горожанами, велик. Об этом свидетельствует и редакционная почта “Городских новостей”. Если Татьяна Васильевна жалуется на бездействие жилищников, то жительница дома № 10б по улице Карбышева Зинаида сетовала в своём письме на некачественный ремонт подъезда.
В обоих случаях, как говорят правозащитники, гнев собственников — явление вполне оправданное. Горожане сами являются заказчиками работ, и оплата труда сотрудников жилищно-коммунальных служб идёт из их кошелька.
Но одно дело, если жилищники признают свою вину и начинают решать проблемы. Однако нередки случаи, когда руководство УК или ТСЖ не реагирует на жалобы горожан. Как поступить в такой ситуации? Как говорят юристы, необходимо обращаться во всевозможные инстанции — в отдел ЖКХ своего района, в администрацию города, в Роспотребнадзор, в прокуратуру или в жилищную инспекцию. Любой из этих органов может привлечь специалистов, которые вправе составить акт с заключением о том, что жилищники не исполняют свои обязательства. Это послужит отправной точкой к отстаиванию прав собственников квартир.
В краевом центре есть немало примеров эффективного сотрудничества красноярцев с надзорными органами. Так, представители прокуратуры Железнодорожного района провели проверку по обращению жителей дома № 40 по улице Красномосковской. Люди пожаловались на некачественно сделанный ремонт в подъездах. Правоохранители выявили нарушение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в частности, неисправности заполнения оконных проёмов в подъездах, некачественную заделку выбоин в покрытии полов лестничных клеток, неисправности железобетонных перемычек. Присутствовали и другие нарушения. В итоге суд обязал управляющую компанию отремонтировать подъезды и выплатить штраф 40 тысяч рублей.
Вот только время на то, чтобы разъезжать по городу в поисках той или иной инстанции, подавать заявление, общаться со специалистами, есть не у всех. И тут на помощь красноярцам приходит Интернет. У каждой властной структуры есть официальный сайт, и работает виртуальная приёмная. Однако продвинутые пользователи не заморачиваются методичным посписочным посещением веб-страниц ведомств. В России действуют универсальные порталы, такие, например, как roszkh.ru. С его помощью россияне могут пожаловаться на свою обслуживающую организацию. Сервис автоматически перенаправит обращение в надзорные органы. Посетителю портала даже не придётся корпеть над составлением заявления, разработчики интернет-сайта подготовили бланки заявлений, где правота заявителя подкрепляется ссылками на соответствующие статьи Жилищного, Гражданского, Административного и даже Уголовного кодекса. Посетителю ресурса необходимо только найти актуальный для него раздел (не топят батареи, появилась плесень на стенах, запах из подвала, некачественный ремонт) и вбить в бланк заявления свои координаты: адрес и ФИО. Сервисом уже воспользовались тысячи россиян.
Если апелляция к надзорным органам не приводит к результату, то остаётся последний способ призвать жилищников к ответу — обратиться в суд. В краевом центре служители Фемиды нередко встают на сторону жильцов, правда, чтобы защитить свои интересы, собственникам понадобятся либо профессиональные помощники, либо, опять таки, немало времени.
Если борьба с жилищниками приняла затяжной характер, и конца-краю этому противостоянию не видать, собственники могут решить проблему радикально, подняв вопрос о смене управляющей организации. Это предусмотрено пунктом 8.2 статьи № 162 Жилищного кодекса. Если общее собрание жильцов большинством голосов решит отказаться от услуг нерадивой организации, то так тому и быть.
В этом случае управляющая компания или руководство товарищества собственников жилья обязаны за тридцать дней до прекращения договора управления передать все документы той организации, которую выбрало собрание собственников. Если же жители выбрали форму непосредственного управления, то документы передаются любому собственнику помещения в таком доме.
Но стоит сказать, что на практике это тоже очень непростой путь. Так, в одном из домов микрорайона Солнечный процедура передачи документов от одной УК к другой затянулась на полгода. И ещё не факт, что новая организация будет обслуживать ваш дом так, как вы хотите.