Новости

Дивное мешаво

Дивное мешаво

Из кого вырос Суриков

“Глядя на работы мастеров прошлого, не могу скрыть своего восхищения их удивительному отношению к натуре: честному, чистому, порядочному, — сказал народный художник России Анатолий Левитин на открытии выставки “Суриков и его учителя”. — Я смотрю на эти шедевры и сожалею, что сегодня умирает жанр хоровой картины. Сейчас художники в основном стремятся отображать свои внутренние переживания, а отразить чувства многих людей способны единицы”.

Суриков же был тем уникальным художником, который писал грандиозные картины-эпопеи. Его полотна — не лубочные исторические зарисовки событий минувших дней, здесь кипят настоящие шекспировские страсти, каждый герой обладает индивидуальностью и мощным характером. Он, как никто другой, отразил красоту, удаль и боль страданий русского народа, трагические моменты нашей истории. “Я всё народ себе представлял, — говорил художник,— как он волнуется, подобно “шуму вод многих”. И действительно его картины подобны симфониям. Товарищи прозвали Сурикова за его любовь к композиции композитором.

Исследователи творчества Сурикова считают, что во многом художественный взгляд и манера письма, подлинность его полотен заложены в самой биографии художника. Здесь, в Сибири, в Красноярске, он получил ту жизненную школу, которая помогла ему создать истинно народные эпические шедевры. Но искать корни мастерства живописца исключительно в его самобытности было бы ошибочно. Василий Суриков — один из сильнейших представителей академической живописной школы. В 1869 году он успешно сдал вступительные экзамены в Петербургскую Академию художеств. Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где впоследствии его преподавателем станет Павел Петрович Чистяков, у которого, кроме Сурикова, учились такие выдающиеся мастера, как Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Нестеров. Уехав в Петербург, молодой Суриков жадно изучал творения мастеров Возрождения, восторгаясь кистью Веронезе, Тинторетто и Тициана. Он изучал колорит их полотен. Учился у них великому умению населять холсты десятками, сотнями людей, исследовал законы композиции картин.

Посещая музеи Европы, молодой мастер проводил долгие часы перед шедеврами Рембрандта и Веласкеса, пытаясь проникнуть в тайны мастерства художников. “Я хочу теперь сказать о картине Веронезе “Поклонение волхвов” — какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину? — пишет Сурикова учителю Павлу Чистякову. — Ведь это живая натура, задвинутая в раму... Видно, Веронезе работал эту картину... без всякой предвзятой манеры, в упоении восторженном. В нормальном, спокойном духе нельзя написать такую дивную по колориту вещь. Хватал, рвал с палитры это дивное мешаво, это бесподобное колоритное тесто красок...”

Выставку, которая открылась в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова, трудно переоценить. Здесь представлены работы учителей Сурикова, известных педагогов Императорской Академии художеств второй половины XIX века: Басина, Бруни, Верещагина, Виллевальде, Чистякова, Шамшина. Произведения были привезены к нам из главной и старейшей сокровищницы изобразительного искусства — Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). (Последний раз выставка из этого знаменитого музея проходила в Красноярске более пятнадцати лет назад.) Рядом с произведениями известных русских живописцев, учителей Сурикова представлены ранние работы самого Василия Ивановича — они принадлежат Красноярскому художественному музею и музею-усадьбе Василия Сурикова. Кроме живописных и графических произведений, в экспозиции фотографии и негативы, отражающие летопись жизни художника и его родных, — “Фотоальбом семьи Суриковых” из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.

— Уникальность этой выставки в том, что впервые не только в Красноярске, но и в музейной практике России так полно представлен период профессионального становления художника, — отметила директор музея Марина Москалюк. — Именно академия дала художнику такой уровень профессионального мастерства, который позволил ему воплощать любые замыслы. Из академии Василий Суриков вышел лучшим учеником: мастером массовых сцен, тонким психологом, замечательным колористом, приверженцем художественной честности.

Теперь каждый красноярец сможет наглядно увидеть, как формировался творческий почерк будущего мастера исторической картины, из кого и из чего вырос великий Суриков.

Выставка будет работать до 31 марта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА