Новости
Футбол длиною в полвека
Посеребренные благородной сединой волосы и по-мальчишечьи озорные глаза… Несмотря на солидный возраст, Юрий Сиратюк, как юный балагур, не устаёт сыпать шутками-прибаутками и, кажется, ни секунды не способен усидеть на месте. А виной всему, говорит Юрий Александрович, его самая большая любовь — футбол, роман с которым для него длится всю его жизнь.
Юрий Александрович вспоминает, что мальчишкой и не мечтал пожизненно связать себя с футболом. Просто очень хотелось быть похожим на тогдашних кумиров миллионов советских ребят. А их было немало: Андрей Биба и Иосиф Сабо из киевского “Динамо”, Муртаз Хурцилава из другого “Динамо”, тбилисского, Альберт Шестернёв и Юрий Истомин из ЦСКА, и, конечно же, легендарный вратарь, футболист мирового значения Лев Яшин из московского “Динамо”. Тем более что и для самого Сиратюка футбольная практика началась с вратарских премудростей. Позднее, правда, пришлось переквалифицироваться в защитника — как голкиперу не хватало роста. По молодости возмещал этот недостаток отменной прыгучестью, но со временем стало тяжелее, и он занял другую, не менее ответственную позицию на футбольном поле.
В профессиональной жизни Юрия Сиратюка случались разные повороты. Работал он и директором спортивной школы, и руководителем спорткомплекса. Но футбол не бросал никогда: всегда находил время, чтобы выехать на турнир в качестве судьи.
— В этом году вот уже в 35-й раз пройдёт футбольный турнир памяти Героя Социалистического Труда Ивана Поликарповича Саплинова, и практически с самого основания турнира я принимаю в нём участие, — не без гордости говорит Юрий Александрович, при этом, кажется, даже сам немного удивляясь, как много значит для него футбол и всё, что с ним связано.
Уже добрых пять десятков лет Юрий Сиратюк и футбол идут по жизни рука об руку. За это время Юрий Александрович, похоже, успел побывать во всех футбольных ипостасях. Начав мальчишкой гонять мяч, выступал за детские, потом за юношеские команды, позже вошёл в заводскую команду алюминиевого завода — “Металлург”, выступавшую на чемпионате Красноярского края. Закончив играть, некоторое время тренировал футбольную команду в Северо-Енисейске. Однако, как сам признаётся, понял, что это не совсем его, и вплотную занялся судейством. Теперь иногда инспектирует футбольные матчи чемпионата Красноярского края, но любимым делом по-прежнему для него остаётся судейство.
— Мои друзья говорят, что футбол судят ненормальные люди, — смеётся Юрий Александрович. — Пускай так, значит, я такой — ненормальный. Но я обожаю судейство! Я получаю такой адреналин, будучи там, — в самой игре: столько лет сужу, а эмоции всегда через край, на каждом матче!
Побывав и игроком, и тренером, и судьей, Сиратюк уверяет: всё одинаково сложно. И играть сложно, футбол — игра интеллектуальная, но при этом требующая огромных физических сил, постоянного кропотливого труда. И тренировать не менее сложно. Ведь чтобы из мальчишечки вырос хороший футболист, этому нужно посвятить всего себя, без остатка.
— Мне в своё время казалось, что научить детей футболу так легко и просто, — признаётся Юрий Александрович. — Как же я ошибался! Тренерам, которые работают с детьми, нужно при жизни памятники ставить.
Судить — тоже непросто. Ведь судьи всегда под особым прицелом — болельщиков, тренеров, самих футболистов. Сиратюк не кривит душой: под шквал критики доводилось попадать неоднократно. Приходилось ему выяснять отношения и с тренерами, и с игроками, и эмоции в таких выяснениях плескали через край. Но… Когда страсти утихали, спорящие всегда пожимали друг другу руки и расходились с миром. Наживать врагов после спорного матча ему не приходилось ни разу. Однако особое отношение со стороны любителей футбола нет-нет да давало о себе знать.
— Судьи — не роботы, но у нас во всём и всегда виноваты почему-то именно они, — говорит Юрий Александрович. — А нужно, наверное, задать вопрос, в первую очередь, именно себе: почему мы проиграли? А не сваливать всё на то, что нас “сплавил” судья. Да, все ошибаются, и рефери порой допускают промахи, но ведь и футболисты с метра не забивают. Однако никто не хочет искать ошибок именно в себе.
Сиратюк честен: да, ошибается. Случается. Когда допускает ошибку, которая влияет на ход матча, очень переживает. Бывает, что несколько дней не может отойти, постоянно корит себя.
— Если грубо ошибся — готов сам себя съесть, — признаётся он. — А если ещё и дети играют… Ох, тут ошибиться — не дай бог! Там же и слёзы, и переживания. Поэтому на детских турнирах собранность у меня всегда особая.
С годами решать спорные ситуации на футбольном поле стало всё же проще. По словам Сиратюка, судье мало оставаться на поле непредвзятым, хладнокровным и психологически устойчивым. Не менее важно другое, куда более значимое — иметь неоспоримый авторитет: тогда значительно легче будет распутывать любые случающиеся игровые перипетии. Самому Юрию Александровичу этот самый судейский авторитет зарабатывать пришлось долго, но когда он пришёл, работать стало гораздо спокойнее. Судья Сиратюк сегодня на хорошем счету не только в Красноярске, крае, но и во всём Сибирском федеральном округе.
Беспристрастный рефери Юрий Александрович всей душой болеет за красноярский футбол. Очень переживает за воспитанников нашей футбольной школы: местных ребят в главной команде края, “Енисее”, совсем мало. Детский футбол в Красноярске, по его мнению, развит достаточно хорошо, но мало кто из юных футболистов достойно выстреливает, и из подающего надежды новичка вырастает в настоящего профессионала. Сиратюк переживает, что нынешняя молодёжь далеко не всегда готова пройти через жернова профессионального футбола. И всегда вспоминает своего хорошего друга — Олега Романцева.
— У Олега был сильнейший характер! — уверяет он. — Мог тренироваться сутками. И плюс безусловный талант. Я могу точно сказать, что людей с такой силой характера, как у него, и с такой бесконечной самоотдачей в футболе, я больше в своей жизни не встречал.
И хотя много лет назад с тренерской работой у Сиратюка не заладилось, судьба вновь, похоже, решила испытать его в наставнической роли. Причём на этот раз испытание оказалось в разы сложнее, ведь подопечными Юрия Александровича стали особенные футболисты — ребята с нарушением слуха. Хотя вообще со слабослышащими спортсменами его связывает уже довольно долгая история сотрудничества — Сиратюка часто приглашали обслуживать их матчи. А в прошлом году во время проведения спартакиады “Спорт без границ” директор центра адаптивного спорта Надежда Банникова предложила: “А почему бы вам не попробовать тренировать этих ребят?”
— Я тогда честно сказал, что вырастить выдающихся футболистов-звёзд вряд ли смогу, но постараюсь создать из них по-настоящему боеспособную команду, — вспоминает Юрий Александрович. — И мы начали работать. Даже уже прошли первую проверку: зональный этап первенства России. Пусть он оказался не очень удачным, но всё же две ничьих и всего лишь одно поражение — не самый плохой результат для только что собранной команды. Ко мне в группу сегодня подтягиваются воспитанники из коррекционной школы, что на улице Лесной. Конечно, говорить об обретении ребятами совершенной футбольной техники пока рано, но главное — у них есть желание к этому. Хочу отметить, что языкового барьера, как такового, между нами не существует. Некоторые сложности есть, но мы вместе их преодолеваем. Я не знаю языка жестов, но у нас есть другое — язык футбола, и он универсален. Где-то приходится излагать им письменно, чего именно я хочу от них, а где-то, поразительное дело, они сами чувствуют меня, на каком-то совершенно недоступном для людей с обычным слухом уровне. Уверен, со временем у нас будет хорошая команда!
Футбол постоянно гонит Сиратюка вперёд. В пятницу Юрий Александрович почти на бегу даёт интервью, сразу после завершившегося юношеского турнира, уже в субботу уезжает на соревнования в Назарово, в воскресенье он должен быть в Минусинске. И так — день за днём, год за годом. Иной бы давно уже устал от этого бесконечного движения длиной в полвека, а наш герой получает от него удовольствие. Именно эта непрекращающаяся футбольная эстафета поддерживает в нём живой огонь и юношеский задор. Уже и жена смирилась с частыми отъездами супруга.
— Поначалу обижалась, что я так много времени отдаю футболу, — улыбаясь, говорит Юрий Александрович, — но со временем поняла, что для меня это больше, чем игра, это моя жизнь. Смирилась. И вот уже 28 лет всё это терпит.
Об одном немного жалеет Юрий Сиратюк — что двое его сыновей не унаследовали отцовскую любовь к футболу. Только младший иногда подключается к судейству некоторых матчей. Теперь Юрий Александрович надеется на внуков.
— Если дед — футболист, негоже чтобы внук профессором вырос, — шутит Сиратюк. И тут же становится серьёзным. — Пусть не профессиональный, но спорт в жизни детей должен быть всегда!