Новости

Владимир Коваленко: “Главное — поменять сознание”

Владимир Коваленко: “Главное — поменять сознание”

Непростым стал прошедший год стал для сотрудников внутренних дел России. Милиция, которая на протяжении почти ста лет охраняла сон и покой законопослушных граждан нашего государства, канула в Лету. С 1 января 2012 года милиция стала полицией, а служителям закона вернули дореволюционное “звание” — полицейский.

О том, как прожили год красноярские правоохранители уже в новом статусе, мы беседуем с начальником межмуниципального управления МВД России “Красноярское” Владимиром КОВАЛЕНКО.

— Как прошёл год в плане безопасности для Красноярска? Какова картина правонарушений, каких преступлений совершено больше или меньше?

— Нельзя сказать, что год прошёл легко. Были свои трудности и проблемы, которые приходилось решать. Но кардинально от предыдущих лет он не отличается. Всё у нас более-менее стабильно, криминальная обстановка под контролем. В Красноярске на четыре процента меньше зарегистрировано преступлений, чем в 2011 году. Особое внимание мы уделяли обеспечению охраны общественного порядка. Спокойная обстановка на улицах города — одна из основных задач и на 2013 год. Не всё, как задумывалось, у нас получилось по работе с ранее судимыми лицами. Хотя общее количество преступлений, совершённых данным контингентом, снизилось, но их удельный вес от общего количества правонарушений не изменился. Есть у нас проблемные вопросы по профилактике преступлений среди несовершеннолетних — небольшой рост имущественных преступлений за год. В основном это кража сотовых телефонов. Все проблемные вопросы мы проанализировали и будем их решать. По статистике Красноярск не отличается от других городов России. Самый большой блок преступлений — имущественный. То есть это кражи, мошенничества, грабежи, разбои. Их доля в последнее время остается неизменной. За прошлый год было совершенно 236 разбойных нападений 236 - на 44 меньше, чем в прошлом. Грабежей – 1550, меньше на 131. Краж зарегистрировано 11056, количество их сократилось на 328. Общее количество преступных посягательств снизилось на 4,7 процента.

— С чем обычно связано повышение или снижение преступности?

— Влияет на это комплекс причин. Скажем, прошла амнистия, вышли лица из мест лишения свободы, и сразу наблюдается рост преступлений, совершённых ранее судимыми. При сегодняшней социально-экономической обстановке сложно удовлетворить потребности таких людей: устроить на работу, обеспечить жильём и так далее. Мы стараемся решать данные вопросы совместно с органами власти. Но даже при идеальных условиях, к сожалению, далеко не каждый вышедший на свободу готов честным трудом зарабатывать себе на жизнь.

— Помогает ли делу правопорядка служба участковых, которой сегодня уделяется особое внимание?

— Служба участковых — одна из ведущих служб полиции в работе с населением. Она вносит значимый вклад в состояние охраны общественного порядка, профилактики и раскрытия преступлений. Желающих попасть на должность участкового, в принципе, достаточно, но у нас повышенные требования к кандидатам. Например, чтобы стать участковым, сегодня человеку необходимо иметь высшее юридическое образование. Хотя раньше на данный момент особо не обращали внимание: перед тем, как приступить к своим обязанностям участкового, сотрудник проходил учёбу на курсах, смотрели главным образом на то, чтобы он был хорошим специалистом и умел работать с людьми. Считаю, что серьёзные запросы к человеку, решившему стать участковым, вполне правомерны и необходимы. Ведь, по сути, участковый — это начальник полиции, только на своём микроучастке, ему приходится заниматься как уголовными делами, так и бытовыми, семейными проблемами своих подопечных. Поэтому он должен быть компетентен если не по всем, то по многим вопросам.

— А представительницы прекрасного пола есть среди красноярских участковых?

— Имеются. Их более 10. Несмотря на то, что работа сложная, они прекрасно справляются со своими обязанностями. Более того, девушки есть у нас в уголовном розыске, работают по карманным кражам.

— В любом городе всегда есть свой Гарлем. У нас таковыми считались посёлок Черёмушки, район КрасТЭЦ, гидролизного завода. Поменялись ли криминогенная карта Красноярска или всё осталось как раньше?

— По преступлениям у нас нет отличия Центрального района от окраин города. За минувший год в Центральном районе зарегистрировано на два процента меньше правонарушений по сравнению с 2011 годом, в Октябрьском — на шесть, в Кировском минус пять, в Ленинском минус семь, в Свердловском минус два… Идеальной обстановке нет нигде. Нельзя сказать, что в Центральном районе вы можете ничего не бояться, в Ленинском вас на каждом углу поджидают бандиты. Сегодня в городе функционируют 12 отделов полиции, 13-й находится в Дивногорске. То есть наше управление “Красноярское” обслуживает два города, поэтому оно и называется межмуниципальным. Силы распределены разумно, все отделы полиции приближены к местам проживания граждан. Больше всего сил сосредоточено в самом крупном районе, Советском, — там четыре отдела.

— Сложнее ли стало работать полицейским по сравнению с тем временем, когда Вы начинали службу?

— Сотруднику полиции намного труднее, потому что он постоянно на виду. Мы активно взаимодействуем с общественными институтами, которые наблюдают за работой полиции по разным направлениям. Полицейский всегда должен быть подтянуть, грамотным, устойчив морально и психологически, готов к стрессовым ситуациям.

__— _Как проверяют кандидатов, насколько совершенна система отбора полицейских? Смею напомнить прошлогодний случай с бывшим сотрудником отдела полиции _Владимиром Теном, который “в результате внезапно возникших неприязненных отношений” нанёс ножевые ранения своему коллеге. А потом ещё признался в причастности к убийству двух лиц без определённого места жительства. Он явно был не __готов к работе в полиции.____

— В первую очередь, кандидат на должность полицейского проходит врачебную комиссию. В том числе и обследование в центре психодиагностики. Из недавних происшествий, связанными с психической неуравновешенность теперь уже бывших сотрудников полиции, сделаны выводы. Сейчас процедура тестирования кандидатов стала более развёрнутой и жёсткой. Из десяти желающих к нам попадает только один.

— А в какие службы люди больше стремятся?

— Сложно сказать, потому что у каждого отдела своя специфика, которая требует соответствующего образования, склада ума, жизненного опыта. Во все службы сейчас есть желающие. Бывает так, что человек приходит и просится на работу в уголовный розыск, а там нет вакансий. Мы беседуем, предлагаем попробовать свои силы в службе участковых, где есть места. Он начинает работать, позже появляется возможность перейти в уголовный розыск, но сотрудник, ставший вроде бы на время участковым, не соглашается на перевод, так как он уже прикипел к своей работе.

— Как население сегодня работает с органами внутренних дел, помогает ли полиции?

— За последнее время активность граждан выросла. Этому способствовал ряд событий, в том числе организация Общественного совета при управлении, проведение единых дней сходов начальников органов внутренних дел. Не один десяток лет у нас функционирует телефон доверия. В прошлом году на его номер поступило около полутора тысяч сообщений о тех или иных правонарушений, а в 2011 году таких звонков было около 900.

— ____Поменялась ли за последнее время техническая оснащённость полиции?

— Конечно. Не могу не отметить, что сегодня в Красноярске работают 273 видеокамеры наружного наблюдения. Полностью модернизирована служба 02. Раньше в дежурной части у оператора был простой дисковый телефон, сейчас им на помощь пришла новая компьютеризованная сеть. Все операторы сидят в одном месте на Брянской, 23. Если раньше мы слышали много жалоб, что в службе 02 не берут трубку, сейчас проверить, насколько добросовестно работают операторы, очень просто — каждый звонок, ответили на него или нет, фиксируется.

Экспертно-криминалистические подразделения оснащены современным оборудованием. На каждом участковом пункте установлены компьютеры, подключённые к базам данных, в том числе и федеральной. Если раньше оперуполномоченный задерживал человека, то для того, чтобы проверить в розыске он или нет, ему приходилось идти в отдел. Сейчас сотрудник всё это может сделать на участке. Экономятся время и силы.

— Расскажите, чем всё-таки полиция отличается от милиции? Многие люди так и не поняли разницы.

— По большому счёту реформа органов внутренних дел началась не в прошлом году, когда милиция стала официально полицией. Все началось с 2009 года, когда в Красноярске был создан один орган внутренних дел. За счёт структурной реорганизации уменьшился управленческий аппарат, часть его сотрудников были переведены в рядовые специалисты, которые теперь непосредственно работают по охране правопорядка, предупреждают и раскрывают преступления. Кроме того, оптимизирована система управления. Сегодня все тринадцать отделов полиции стали структурными подразделения МВД России “Красноярское”. Ранее же районные управления были самостоятельными единицами, имели собственный управленческий аппарат. У начальника каждого управления было шесть заместителей, а сейчас их два. Первый — по оперативной работе, он организовывает работу уголовного розыска. Второй — заместитель по охране порядка — контролирует деятельность участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних и так далее. Всего количество сотрудников МВД России сократилось на 22 процента. Но это никак не повиляло на нашу работу, просто силы используются более рационально. Вообще главная идея реформирования — это содержательное изменение структуры органов внутренних дел: сделать правоохранительный институт государства более современным, мобильным, отвечающим запросам времени. Посмотрите вокруг — у нас давно появились другие социальные институты, новая законодательная база, даже политический строй сменился, а правоохранительные органы до последнего времени оставались как бы в старом времени. Но не надо думать, что все может поменяться в один момент, стоит только поменять название. Такого не бывает. Необходимо время, что произошло главное — трансформировалось сознание у людей.

— Можно ли назвать полицию “воюющим” ведомством? Опасна ли сегодня работа полицейского?

— В какой-то мере работа полицейского всегда была и будет сопряжена с риском. Наши ребята несут службу в горячих точках. Сегодня более пятидесяти сотрудников служат делу правопорядка на Северном Кавказе. И в обычной, мирной жизни полицейский может столкнуться с вооружённым преступником. И к этому надо быть готовым.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА