Новости

Я б в ученые пошел...

Я б в ученые пошел...

При слове “учёный” многим из нас представляется седобородый старец в очках и с книжкой. Впрочем это всего лишь клише. Человек, посвятивший себя науке, может быть совсем юным. В истории нашей страны таких примеров немало. Так, самый молодой доктор наук в России — Марат Сафиуллин. В 1995 году он защитил диссертацию по экономике. На тот момент ему было 25 лет. Среди представительниц слабого пола этот рекорд принадлежит Галине Жуковой, она стала доктором наук в 26. В День российской науки мы рассуждаем о том, какие возрасты ей покорны, и что сделать для того, чтобы омолодить когорту наших учёных.

Для начала немного статистики. В Красноярском крае более шестисот докторов наук, половина из которых старше 65 лет. Старение научных кадров — проблема номер один. Ни для кого не секрет, что в постперестроечные времена престиж науки стал резко падать, все исследования проводились на голом энтузиазме, финансовой поддержки учёным почти не оказывалось. Итогом стала утечка мозгов: многие начинающие дарования уехали трудиться за рубеж, а новых звёзд почти не восходило. Ощутимый перелом случился на рубеже тысячелетий.

— Начиная с 2006 года, в нашем крае ведётся активная поддержка студентов, молодых учёных, экспериментаторов в целях стимулирования и повышения престижа новаторства, — говорит Захар Власов, врио начальника отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края. — Думаю, что в ситуации с омоложением научных кадров имеет место запаздывающий эффект.

Ведь для того, чтобы вырастить кандидата, а уже тем более доктора наук, требуется не одно десятилетие. Да, пробелы были, но постепенно они устраняются, а значит, скоро будет и результат. В настоящее время в крае выстроена система поддержки научной деятельности, начиная со школьников и заканчивая докторами наук. Кроме того, сегодня все образовательные учреждения — от школы до вуза — находятся в постоянном взаимодействии с научными учреждениями. Налицо процесс интеграции.

Действительно, если рассуждать о том, откуда берутся научные кадры, необходимо обратиться к образовательным истокам — школьной и вузовкой скамьям. Образование в данном случае имеет ключевое значение.

— Подготовку специалиста высшей квалификации методологически можно сопоставить с подготовкой спортсмена высших достижений, — уверен Андрей Иптышев, директор краевого фонда науки. — Во-первых, необходимо повышать привлекательность научной сферы среди школьников. Например, наш фонд проводит конкурсы, направленные на профориентацию школьников, среди которых конкурс “Рационализаторы и изобретатели”, который стимулирует их к занятиям научной деятельностью. Во-вторых, необходимо создание конкурентной среды на разных стадиях формирования учёного. В этом направлении нами осуществляется поддержка олимпиад, конференций и летних научных школ. Проводятся конкурсы, направленные на развитие академической мобильности молодых исследователей и разработчиков.

Сегодня и впрямь есть масса возможностей проявить себя в научной сфере — начиная от школьной олимпиады, которая может дать путёвку в вуз, и заканчивая грантом на проведение собственного исследования. В достаточной мере оказывается и государственная финансовая поддержка выдающихся умов. Так, начиная с 2006 года, студентам, проявившим себя на научном поприще, выплачиваются краевые именные стипендии. В течение этого года 32 студента вузов будут ежемесячно получать по семь тысяч рублей. Молодым работникам учреждений профессионального образования, добившимся высоких результатов в педагогической деятельности и научных разработках, выплачивается Государственная премия Красноярского края — аспирантам и докторантам по 100 и 120 тысяч рублей соответственно. С 2013 года запланированы ежемесячные денежные выплаты в размере 30 тысяч рублей 92 научно-педагогическим работникам высшей квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Что же ещё помимо материальных стимулов и поощрений нужно начинающим профессорам и академикам?

— Мне кажется, что заработная плата учёных всё же остаётся низкой, — делится мнением Анатолий Таюрский, председатель Сибирского отделения Российской академии образования. — Другая проблема — востребованность исследований, нарабатываемых учёными и сложно внедряемых в наши образовательные учреждения. Можно было бы сказать, что они не представляют научного интереса, хотя эти же работы охотно принимаются и в Китае, и в Монголии, и в Европе. Словом, не у всех здесь получается заработать деньги через исследования.

Академик Таюрский считает, что молодым учёным необходимо доплачивать за ведение научных разработок. Также нужно продвигать исследователей по службе. Если будет к чему стремиться в карьерном и финансовом плане, то это поможет мотивировать молодых людей на более активное участие в научных фундаментальных исследованиях.

…Константин Ананенко — преуспевающий молодой учёный. В 25 лет он стал кандидатом технических наук, является старшим преподавателем кафедры обогащения полезных ископаемых в СФУ. Говорит, что для него получение учёных степеней и званий вопрос отнюдь не корыстный, а скорее авторитетный. Останавливаться на достигнутом он, разумеется, не собирается.

— В школе я даже не задумывался об исследовательской деятельности, а в институте постепенно захватило, — говорит Константин. — Престиж науки действительно восстанавливается. Сужу по собственной кафедре: до меня там за 20 лет всего один человек получил степень, а после меня уже двое защитились, ещё двое готовятся к защите. Сформировалось целое молодёжное сообщество класса “наукообразных” — престижное, надо сказать, сообщество. Наверное, это ещё и от специальности зависит. Большинство из нас помимо преподавательской и исследовательской деятельности заняты на производстве, так что материальных проблем почти не возникает. Кроме того, есть понимание, что наша научная деятельность будет в последствии востребована и государством, и бизнесом.

Уверенность в завтрашнем дне для начинающего учёного — залог успеха. У каждой научной идеи должно быть своё продвижение. А иначе для чего всё это? Денежное поощрение ничто в сравнении с мировой известностью, которое может принести тебе собственное научное открытие.

— Необходима работа на результат, — подчёркивает Андрей Иптышев. — При этом, на наш взгляд, очень важным элементом является практическая оценка результатов и, соответственно, наличие заказчика работ. В этом направлении краевым фондом науки ведётся деятельность по формированию заказов от малых и средних предприятий на темы дипломных и курсовых работ. В качестве примера можно привести конкурс студенческих проектов по заказу муниципальных образований, где под заказ территорий формируются студенческие группы, которые согласовывают с муниципалитетом конкретные технические задания и выполняют их.

В данном случае как никогда кстати оказалось создание в Красноярске Сибирского научно-образовательного консорциума — модели частно-государственного партнёрства, задачей которой является поддержка и внедрение инноваций.

— Это некий агломерат вузов, предприятий, государства, бизнеса, научных предприятий с целью развития наукоёмких производств, — говорит Захар Власов. — Коммуникационная площадка, работа участников которой направлена на оказание содействия в доведении разработок инновационных проектов до коммерциализации в бизнес-сообщество.

Иными словами, любая научная идея может не только воплотиться в жизнь, но и сделать её разработчика известным и богатым. Для современных молодых умов это значимо. Поэтому можно предположить, что в будущем науку ждёт омоложение и процветание.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА