Новости

Пятиклассник? В тюрьму!

Пятиклассник? В тюрьму!

Возраст уголовной ответственности могут снизить до 12 лет

Когда Светлана позвонила домой сыну, который остался один, в трубке раздался гордый голос пятилетнего Саши: “Мама, я бабу-ягу убил”. “В смысле убил? Как?”, — не поняла опешившая женщина. “Мо-лот-ком!” — отчеканил довольный малыш. Почувствовав неладное, встревоженная мама помчалась домой. Войдя в квартиру, она обнаружила в гостиной на полу бездыханное тело незнакомой старушки с крючковатым носом, одетой в цветастые юбки и жилет из овчины. Покойница действительно очень смахивала на бабу-ягу. На затылке у неё зияла рана от удара, а сын, целый и невредимый, спокойно играл в детской. Обескураженная мама стала выяснять у ребёнка, что же здесь собственно произошло.

Саша рассказал, что после ухода родителей в дверь квартиры кто-то постучался. Зайдя в прихожую, малыш спросил, кто там. Гостья из-за двери назвала мальчонку по имени и попросила открыть. Ребёнок подчинился и впустил незнакомку. Та сперва поинтересовалась, есть ли дома кто-то из взрослых. Услышав в ответ, что все на работе, старуха представилась бабой-ягой и предложила поиграть. “Я отвернусь и начну считать до тридцати, — начала излагать правила игры странная гостья. — Ты, пока я считаю, должен хорошенько спрятаться. После этого я пойду тебя искать. Если не найду, значит, ты молодец и я награжу тебя конфетой. А коли найду, то пеняй на себя — придётся мне тебя съесть”. Ребёнок бросился прятаться в папину кладовку с инструментами, а баба-яга принялась считать.

Просидев в своём укрытии минут десять, мальчишка заскучал. И стало ему любопытно подсмотреть, как ищет его сказочный персонаж. Выглянув в гостиную, ребёнок увидел, что баба-яга энергично роется в шкафу. Решив, что при таком тщательном обыске бабка его обязательно найдёт и съест, Саня понял, что нужно брать инициативу в свои руки. Вернувшись в кладовую, он вытащил молоток, на цыпочках подкрался к яге и изо всех своих пятилетних сил обрушил инструмент на старушечий затылок. Зазвучала телефонная трель — это с работы звонила мама, чтобы узнать, как дела.

Вызванные на место преступления служители закона выяснили, что решительный ребёнок убил ранее неоднократно судимую серийную воровку.

Подобрав себе соответствующий гардероб и используя сказочную легенду, та обчистила уже несколько квартир. Обычно дети не решались обнаружить себя и сидели тихо до тех пор, пока баба-яга не уходила, оставив где-нибудь на видном месте конфету.

Первый вопрос, который задают все, кто слышит эту историю, — а что было пятилетнему Саше за убийство? Ответ — ничего. Ведь возраст уголовной ответственности в Российской Федерации наступает в 14 лет. В отношении Саши вполне всё справедливо — добро одерживает верх над злом. Но, с другой стороны, существует опасность: где-то на подкорке ребёнок усвоит, что может лишить жизни кого угодно, и ему за это ничего не будет.

Депутаты Государственной думы уверены, что в России очень много малолетних преступников, гораздо более злонамеренных, чем наивный Саша. При этом им удаётся уйти от наказания, ведь они пока не достигли установленного в России возраста уголовной ответственности — 14 лет. Как утверждают законотворцы, у нас в стране каждый год фиксируется более 300 тысяч преступлений, совершённых несовершеннолетними. И среди этих проступков не только банальные кражи, но и тяжкие, а также особо тяжкие: убийства, похищение человека, захват заложника, изнасилования. Треть из этих страшных проступков совершают дети, которых и наказать-то нельзя. Поэтому в Госдуме работают над законопроектом о снижении возраста привлечения к уголовной ответственности до 12 лет.

— Статистика преступлений несовершеннолетних по Красноярску существенно отличается от тех данных, которыми оперируют депутаты Госдумы, — говорит Людмила Николаева, майор полиции, исполняющая обязанности начальника ПДН межмуниципального управления МВД России “Красноярское”. — За 2012 год подростками в возрасте от 14 до 18 лет совершено 541 преступление, около половины из них — кражи. В Красноярске при этом не наблюдается роста количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых подростками. Не сказала бы я и о значительном омоложении малолетних преступников, идущих на тяжкое преступление, — в основном это 16—17-летние.

Что касается нарушителей младше 14 лет, то таковых совсем немного. И они вовсе не остаются безнаказанными. В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ “О профилактике безнадзорности” правонарушения, совершённые детьми младше 14, но старше 11 лет, классифицируются как общественно-опасные деяния. Таких деток в нашем городе отправляют в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Чаще всего попадаются малолетние воришки и драчуны, при этом рецидивы случаются не больше, чем у половины процента. Преступников с “тяжким” прошлым моложе 14 лет в Красноярске единицы, уверяет Людмила Николаева, ими занимаются субъекты системы профилактики. Отсюда можно сделать вывод, что краевой центр объективно не нуждается в снижении возраста уголовной ответственности.

Кроме того, Людмила Александровна, уже как специалист, имеющий педагогическое образование, отмечает, что 10—12-летний ребёнок, совершая преступление — подравшись или взяв чужой сотовый с парты, — чаще всего не имеет злого умысла и не в полной мере осознаёт последствия своих действий. Родители такого ребёнка, как показывает практика, просто не объясняют чаду элементарных вещей. И он не знает, что, взяв чужое, совершает кражу.

Чтобы предупредить подобное развитие событий, по школам ходят специалисты ПДН, которые проводят беседы. В классах инспекторы разъясняют детям, за что может наступить ответственность и с какого возраста человек отвечает за свои поступки перед законом.

Наказание за уголовное преступление подразумевает лишение свободы. В представлении обывателя места не столь отдалённые, пусть даже предназначенные для малолетних, являются учреждениями малоприятными. Видится вооружённый конвой на вышках, решётки и бараки. Трудно себе вообразить, что в таких условиях оступившийся 12- и даже 14-летний подросток сразу же станет на путь исправления. Как поставлена теперь воспитательная работа в пенитенциарной системе, мы поинтересовались у соответствующих специалистов.

— Малолетние осуждённые поступают к нам с определёнными изъянами в поведении, — говорит Андрей Луханин, начальник отдела психолого-педагогической и социальной работы с осуждёнными ГУФСИН России по Красноярскому краю. — Наша задача путём тестирования выявить те или иные негативные склонности в характере воспитанника, с которыми нам потом предстоит работать. Отмечу, что несовершеннолетние, попавшие в места лишения свободы, в большинстве своём отбывают наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому детьми их назвать трудно, и они требуют совершенно особого подхода. При этом я не берусь однозначно соглашаться с необходимостью снижения возраста ответственности.

Возможно, идея начинать сажать с 12 лет, тесно связана с проходящим сейчас в России экспериментом по перепрофилированию воспитательных колоний в воспитательные центры. Будут изменены условия работы с несовершеннолетним и в Красноярском крае: по словам Андрея Луханина, уже набран штат психологов, социальных педагогов. Из визуального ряда осуждённого подростка, отбывающего наказание, например, в воспитательной колонии Канска, уже исчезли решётки, вышки, колючая проволока. Контакты с сотрудниками службы безопасности сведутся к минимуму и будут происходить только при нарушении дисциплины. Остаётся надеяться, что после такого воспитательного центра подросток, выйдя на свободу, не пополнит ряды братвы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА