Новости
Виновата не только засуха
Если стихию помножить на нерентабельность…
Ситуация, происходящая сейчас на зерновом рынке России, может стать предметом обсуждения Совбеза РФ — органа, который, как известно, создан для противодействия глобальным проблемам, угрожающим безопасности страны. В данном случае речь идёт о продовольственной независимости государства.
Как известно, 2012 год был крайне засушливым. Это привело к существенным потерям урожая зерновых. Если в 2011 году в России было собрано 94,2 миллиона тонн пшеницы, то в 2012-м — всего 70,7 миллиона тонн. Меньше собрали только в 2010 году, запомнившемся невероятной засухой и многочисленными пожарами, охватившими едва ли не всю территорию страны. В том катастрофическом году собрали лишь 61 миллион тонн зерна.
Уже во втором полугодии 2012-го цены на зерно в европейской части России выросли на сто процентов, а за Уралом — на 145. В конце года Минсельхоз начал тормозить этот подъём при помощи так называемых товарных интервенций. Однако цены на зерно продолжают расти и, по оценкам экспертов, этот процесс в наступившем году продолжится. Ситуация требует реакции власти, начиная от самого высокого уровня и заканчивая регионами.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что рост стоимости зерновых не отразится критически на продовольственной корзине россиян. Дело в том, что доля зерна в цене хлебобулочных изделий не превышает 25 процентов. Гораздо более существенным фактором являются заводская и магазинная наценки, которые могут достигать половины стоимости. Кроме того, на ценообразование в этом секторе существенно влияет стоимость топлива и электричества. Но всё это — среднероссийская “температура по больнице”. А как складывается ситуация в нашем регионе?
Несмотря на то, что по итогам прошлого года Минсельхоз назвал Красноярский край одним из лучших российских регионов по выполнению государственной сельхозпрограммы, определённые сложности возникли и у нас.
— Объём отгрузки зерна в 2012 году по сравнению с 2011-м снизился на 59 тысяч тонн, — заявил на днях министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов. — Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, в прошлом году мы получили меньше зерна, чем в позапрошлом. Вторая причина связана с увеличением внутреннего потребления на нужды животноводства. Третья — с желанием аграриев приберечь зерно до весны, когда цены достигают максимума.
И четвёртая причина более низких объёмов отгрузки железнодорожным транспортом связана с мерами Правительства РФ по стабилизации рынка — проведением закупочных и товарных интервенций.
Однако проблемы с вывозом зерна напрямую на продовольственную безопасность края не влияют. Они более актуальны для покупателей красноярской пшеницы — регионов, которые в наибольшей степени пострадали от засухи. Что же касается нашего региона, то ситуация следующая. Потребности края оцениваются в полтора миллиона тонн зерна. Урожай 2012 года составил более 1,8 миллиона тонн. По оценке Леонида Шорохова, это означает, что красноярские аграрии могут отгрузить за пределы края 300—400 тонн зерна нового урожая. Иначе говоря, несмотря на засушливый год, мы остаёмся экспортёрами пшеницы.
Однако не все проблемы сельского хозяйства можно списать на засуху.
— Анализ причин снижения урожая показал, что главным фактором являются не только природные аномалии, — отмечает президент “Национального союза зернопроизводителей” Павел Скурихин. — Здесь много и чисто экономических факторов. В частности, за последние четыре года вырос уровень закредитованности подавляющего числа зернопроизводителей страны. Острая нехватка оборотных средств вынуждает хозяйства реализовывать продукцию зачастую по ценам ниже себестоимости. Убедительным доказательством высокой закредитованности является тот факт, что во многих регионах уже в середине 2012 года был исчерпан годовой лимит средств, предназначенных для субсидирования ставок по банковским кредитам для сельхозпроизводителей. Сегодня более трёх тысяч сельхозпредприятий страны находятся в разных стадиях банкротства. Растущее бремя долгов снижает привлекательность аграрной сферы. Утрачиваются финансово-экономические возможности для сохранения и тем более расширения посевных площадей. На фоне негативных природных явлений это и привело к снижению урожайности всех сельхозкультур. Опросы, проведённые среди 600 хозяйств Сибири, указывают на ряд других негативных тенденций. Так, в числе проблем, названных респондентами, 60 процентов опрошенных отмечают низкую рентабельность производства, которая с учётом господдержки не превышает 20 процентов.
Мнение Павла Скурихина разделяет и председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края Валерий Сергиенко.
— Одной из основных проблем остаётся резкое увеличение себестоимости сельхозпроизводства, в результате чего падает эффективность АПК, — считает он. — Могу привести пример: в прошлые годы краевой бюджет выплачивал хозяйствам за производство литра молока один рубль 60 копеек при себестоимости пять рублей за литр, а сейчас себестоимость выросла до 15—16 руб. При этом растут цены на ГСМ, энерготарифы, подорожали корма. Сегодня в нашем регионе производство молока не может существовать без дотаций или повышения закупочных цен. Аналогичная ситуация сложилась и в других сельскохозяйственных отраслях.
И всё же нельзя сказать, что в нашем регионе вопросы поддержки агропромышленного комплекса являются второстепенными и никак не решаются. Одним из первых краевых законодательных актов, принятых в новом году, стало постановление Правительства Красноярского края “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 2013—2020 годы”. Согласно этому документу, из краевого бюджета на развитие АПК дополнительно выделяется 415 миллионов рублей. Таким образом, с учётом дополнительных средств общее финансирование АПК в 2013 году составит четыре миллиарда 227 миллионов рублей, а на период 2013—2015 — семь миллиардов 925 миллионов рублей. Дополнительные средства будут потрачены на приобретение техники и оборудования, компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений. Кроме того, как отмечают в региональном министерстве сельского хозяйства, серьёзной новацией станет выделение 25 миллионов рублей на поддержку сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений. Это очень важно, учитывая, что именно внедрение новых технологий позволило зерновым хозяйствам края выйти на тот уровень, который они поддерживают до сих пор.
Важность комплексного подхода к развитию села в крае сегодня понимают все. По результатам публичных слушаний, прошедших в конце 2012 года, принята резолюция, включающая целый ряд законодательных инициатив, с которыми красноярцы обращаются в Госдуму и к Правительству Российской Федерации. Наконец, в крае будет создан межведомственный совет, который будет заниматься вопросами экономического и социального возрождения села. По всей вероятности, этот орган с очень широкими полномочиями возглавит первый заместитель губернатора — председатель правительства региона Виктор Томенко. А в ближайшее время надо будет думать и о новой концепции государственной поддержки селу — ведь прежние методы войдут в противоречие с требованиями Всемирной торговой организации.