Новости

Кого записали в Ивановы?

Кого записали в Ивановы?

Научно-познавательные зарисовки о среднем классе

Образование - высшее, квартира - своя, ребёнок - один. Исследователи собрали информацию о типичном представителе среднего класса в нашей стране. Как он выглядит и для чего всё это нужно, выясняли «Городские новости».

Знакомьтесь - Иванов. Распространённой фамилией решили окрестить российский средний класс аналитики Sberbank CIB (корпоративно-ивестиционный блок, созданный путём интеграции Сбербанка и Тройки Диалог). И вот несколько фактов о «коллективном» Иванове. Большинство из них имеют высшее образование или учатся в институте. Ежемесячный доход каждого члена семьи Иванова немногим больше 19 тысяч рублей. Зато у него есть квартира, машина и ребёнок - всех по одному. Однако среднестатистический Иванов не против завести ещё детей, переехать в более просторное жильё и приобрести более комфортный автомобиль. Ради поставленных целей он готов экономить на продуктах и путешествиях, а крупные дорогостоящие покупки и вовсе отложить до лучших времён. Опасаясь инфляции и безработицы и не будучи твёрдо уверенным в перспективах отечественной экономики, он всё же рассчитывает на рост собственных доходов в обозримом будущем.

Исходя из данного определения среднего класса, 55 процентов российских семей уже принадлежат к этому социальному слою. А ведь ещё недавно говорили о том, что в нашей стране он отсутствует как таковой. И тут возникает вопрос: это описание среднего класса в традиционном его понимании или портрет российского общества, приведённый к среднему знаменателю?

- Во многом исследователи правы, так можно характеризовать средний класс именно в нашей стране, - говорит Эдуард Кевбрин, председатель правления кооператива развития среднего класса EGGS Capital. - Большинство институтов, в том числе мировых, определяют средний класс как прослойку, которая обеспечивает развитие России. Это люди, способные поддержать устойчивый политический курс, сильный внутренний спрос и стать основой роста нашей экономики. И речь здесь идёт не только о доходах граждан. Хотя справедливости ради стоит отметить, что красноярский Иванов зарабатывает больше российского в среднем на пять тысяч рублей. Речь идёт о людях с целостными убеждениями, сформированной гражданской позицией. Именно это включает в себя понятие среднего класса. Да, для нас оно, по сути, новое.

В 1990-е годы был так называемый базовый слой общества - это люди с образованием, имуществом, но крайне низкими зарплатами. Исследования, которые проводила Высшая школа экономики в течение последних 20 лет, подтверждают, что доходы российских семей неуклонно росли на протяжении всего времени. Стала доступнее система кредитования, отсюда - рост потребительского рынка, что в свою очередь также является показателем для определения развития общества.

Депутат городского Совета, кандидат философских наук Пётр Константинов уверен, что в России среднего класса как не было, так и нет.

- Чтобы почувствовать вкус, недостаточно одной крупинки сахара - нужно положить хотя бы ложку, - рассуждает он. - По моим ощущениям, средний класс в России находится на уровне статистической погрешности. Он присутствует в ряде столичных городов, но в целом по стране нет условий для его развития. Нельзя Иванова с доходами в 20 тысяч сравнивать со сварщиком Гансом, зарабатывающим тысячи евро ежемесячно. Если мы возьмём структуру среднего класса европейских стран, то их позиции не совпадут с нашими, хотя бы потому, что у них в десятку самых высокооплачиваемых профессий входят медики и учёные. Можно было бы рассуждать о собственных критериях классовости, но мы же приравниваем себя к развитым странам или, по крайней мере, стремимся к этому. Средний класс, на мой взгляд, это сообщество людей, уверенных в завтрашнем дне. Не Ивановы, чей уровень доходов позволяет прожить хорошо лишь день сегодняшний, а скорее Гансы, планирующие свои расходы на будущее: лечение, санаторный отдых, путешествия, образование своих детей, покупку жилья и так далее.

Понятие среднего класса и методы его выделения весьма условны. Главный критерий - устойчивый доход, удовлетворяющий материальные и социальные потребности людей. Можно предположить, что Иванов достаточно скромен в своих запросах, а устойчивость его доходов может быть окрашена в серый цвет. От теневой экономики мы пока не ушли. Отсюда и разброс показаний: так, Всемирный банк причисляет к среднему классу не более 10 процентов россиян, а по данным Forbes, к этой категории в России можно отнести половину населения. Всё потому, что критерии разные. Одни учитывают доходы населения в их чистом виде, другие - расходы. По части последних, к слову, Россия является лидером. С 2000 года расходы на розничное потребление в нашей стране ежегодно росли в среднем на 20 процентов и по итогам 2012 года составили чуть менее 700 миллиардов долларов. Более половины этой суммы приходится на непродовольственные товары. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году российский потребительский рынок может стать крупнейшим в Европе и четвёртым по величине в мире.

- Как чисто экономический инструмент портрет Иванова может использоваться, но называть его представителем среднего класса поспешно, - считает экономист Сергей Усольцев. - Это как, скажем, взять и измерить среднюю температуру по стране и назвать российский климат умеренным. Уровень доходов Иванова не дотягивает до среднего класса, опять же экономия на продуктах вызывает вопрос - средний класс на этом не должен экономить. Это скорее безотносительная величина, которой можно измерять потребительские ожидания среднестатистического россиянина.

Впрочем, аналитики не отрицают, что Иванов и впрямь величина скорее экономическая, нежели социальная. «Наша цель - дать возможность инвесторам и всем заинтересованным лицам правильно оценить текущую и, возможно, будущую динамику российского потребительского сектора, ситуация в котором меняется очень быстро, и таким образом помочь им принять правильные инвестиционные решения и получить более высокую доходность», - сообщил «Городским новостям» управляющий директор Sberbank CIB UK Ltd. Паоло Занибони.

Иванов - это новый показатель, отражающий потребительские предпочтения россиян, их стремления и чаяния. Аналитики будут проводить регулярный опрос с целью собрать максимально подробные сведения о потребительских расходах, сбережениях и настроениях Иванова. Помимо основного индекса потребительского доверия, таким образом будут выявляться индикаторы наиболее важных тенденций в розничной торговле, банковском секторе, медиа и ИТ, в сфере телекоммуникаций, недвижимости, транспорте - отраслях, опирающихся на быстрый рост потребления в стране.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА