Новости
Дать, чтобы получить
Политика льгот должна стать более эффективной
Методика предоставления и оценки налоговых льгот для предприятий нашего региона может существенно измениться. С таким предложениям к депутатам краевого парламента вышла председатель краевой Счетной палаты Красноярского края Татьяна Давыденко. Анализ, проведённый аудиторами ведомства, показал, что действующая система предоставления льгот в крае малоэффективна и во многом не соответствует действующему законодательству.
Для того чтобы исправить ситуацию, по мнению председателя Счётной палаты, необходима единая стратегия предоставления льгот. В сегодняшних условиях создать эту стратегию невозможно, поскольку нет единого руководящего центра. За предоставление льгот отвечают сразу два ведомства - министерство экономики и министерство финансов.
- Ни одно из министерств не несёт полную ответственность за принятие решений и контроль за предоставлением этих льгот, - отметила Татьяна Давыденко. - Функции оценки и контроля сейчас, к сожалению, разрозненны.
Чтобы ликвидировать это двойное управление, Счётная палата предложила полностью передать функции по предоставлению льгот и контролю за их исполнением министерству экономики.
Анализ краевых аудиторов показал, что эффективность предоставления ряда преференций не просто нулевая, а даже отрицательная. Пример - ситуация в сельском хозяйстве. По разным каналам в виде субсидий и субвенций аграрный комплекс региона получает 2,268 миллиарда рублей, а в виде налогов возвращается всего 1,178 миллиарда.
Счётная палата предложила своё видение повышения эффективности предоставления льгот - заключать с их получателями соглашение с чётко прописанными обязательствами сторон и показателями, обязательными к выполнению. При этом чётко прописать, какие отрасли требуют государственной поддержки. Например, сельское хозяйство, лесники, авиация.
При всей внешней привлекательности этих предложений их реализация представляет собой сложную задачу. Опыт предоставления краевых льгот показывает, что государственная поддержка помогает далеко не всем и не всегда. В разные годы льготы предоставлялись KrasAir, Сибтяжмашу, что не помешало этим предприятиям стать банкротами. Самым свежим примером является ДЗНВА, получивший в период кризиса краевые преференции. Ситуация с сельским хозяйством представляется ещё более сложной, поскольку даже с учётом предоставления льгот агропромышленный комплекс края работает на грани рентабельности. Помогут ли даже самые сильные меры, например нулевые ставки налога? Многие депутаты краевого парламента выразили сомнение по этому поводу.
- Допустим, мы полностью поменяем налоги для сельского хозяйства, - предположил депутатВалерий Семёнов. - Ведущие хозяйства будут развивать производство и наращивать объёмы. Но все ли будут этим заниматься? Или просто получат дополнительные собственные источники, не развивая производство? Большинство так и будут делать.
Кроме всего прочего, трудности формирования схемы отраслей, требующих господдержки, связаны и с тем, что на льготные режимы претендуют (и успешно их добиваются) представители корпораций, явно не относящихся к самым бедным. Примерами могут служить преференции энергетикам и производителям алюминия. Правда, здесь есть и положительное зерно - большая вероятность, что эффект от предоставления льгот всё-таки будет.
Можно ли объективно оценить, приносят ли пользу краевой экономике преференции, предоставляемые бизнесу и как край выглядит в сравнении с другими российскими регионами? Такое исследование было проведено организацией «Центр прикладной экономики» на примере пика кризисного периода 2008-2009 годов. Как показали результаты, в целом по России льготы приносят обратный эффект. Налоговые послабления, установленные субъектами РФ по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу нередко утекают в никуда. А субъекты федерации недополучают доходы в свои региональные бюджеты.
Однако на этом пессимистическом фоне Красноярский край выглядит неплохо. Коэффициент бюджетной эффективности, то есть отношение прироста налоговых поступлений к приросту льгот в нашем регионе составляет 4,3. А именно в среднем на каждый рубль предоставленных льгот регион получает четыре рубля в бюджет. В региональном рейтинге по эффективности политики предоставления преференций край занял одиннадцатое место. Однако нам есть куда стремиться. На тот же самый льготный рубль Москва получает 44, Смоленская область почти 60, Забайкальский край - 82. А безусловным лидером является Ямало-Ненецкий автономный округ, где рубль преференций приносит в бюджет более двух тысяч рублей. Отсюда очевидно, что региональная система льгот может быть гораздо более эффективной. Поэтому рекомендации парламентариев правительству пересмотреть политику налоговых льгот и передать полномочия по её формированию и контрольные функции одному органу выглядят вполне обоснованными.