Новости

Поспорим, государство?

Поспорим, государство?

Нужны ли нам административные суды

Во время правления Ивана Грозного функцию канцелярии царя исполнял Челобитный приказ. Он же принимал жалобы на решения должностных лиц, подвергал их суду и контролировал деятельность чиновничьего аппарата. Историки называют этот орган прообразом административного судопроизводства России. Такой же по функциям, но независимый по сути судебный орган собираются создать в нашей стране на протяжении уже более десяти лет. Но реальные подвижки к достижению цели появились только недавно.

В декабре на Всероссийском съезде судей выступил президент Владимир Путин, который заявил, что создание административного судопроизводства следует завершить в кратчайшие сроки. Для этого необходимо разработать Административно-процессуальный кодекс, сформировать судебные составы, ну и наконец принять федеральный закон об административных судах, который лежит в Государственной думе с начала 2000-х годов. Инициативу главы государства поддержали, и пленум Верховного суда даже одобрил законопроект об административном судопроизводстве. Теперь слово за депутатами. Закон имеет характер конституционного, а значит принять его можно не простым, а квалифицированным большинством.

По своей сути административная юстиция призвана решать споры между гражданами и чиновниками. Любые жалобы на действия представителей власти: незаконное (с точки зрения заявителя) наложение штрафа или отказ в выдаче документов, безосновательное задержание или запрет на осуществление деятельности, нарушение сроков порядка обращений, произвол, взяточничество, превышение полномочий - во всех этих ситуациях всегда есть должностное лицо, действующие от имени государства, и гражданин, который находится с ним в неравном положении, а потому и нуждающийся в защите.

На сегодняшний день такие дела разбирают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае если спор имеет экономический характер: например, между предпринимателем и чиновником, отказывающим в регистрации ИП). Но по своей сути эти институты призваны решать совсем другие задачи, и «административная» нагрузка для них своего рода с боку припёка. Вместе с тем статистика 2009-2012 годов говорит, что на одного судью в нашей стране ежемесячно приходится от 50 до 120 дел.

При нарушении прав граждане зачастую не знают, к какому закону обратиться, чтобы понять, в чём состоял проступок, и вообще было ли это нарушением. В результате обиженные чиновником люди мыкаются по депутатам, уполномоченным по правам человека, органам власти.

Это очень высокий показатель, который год от года только растёт. Поэтому потребность в выделении административной юстиции в отдельное судопроизводство действительно существует. По словам председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, более 70 процентов споров между гражданами и чиновниками заканчиваются решениями в пользу первых. То есть судья признаёт действие или бездействие должностного лица незаконным и заставляет отменить ранее принятый акт. В свою очередь это означает, что качество государственного управления находится на достаточно низком уровне.

- Судьи завалены делами, в том числе административными, - заявляет управляющий партнёр красноярского адвокатского бюро Александр Глисков. - Но я считаю, что у нас проблема не столько в отсутствии административных судов, сколько в несовершенстве законодательной базы. Много противоречий, много пробелов и неясностей. Вопросы также вызывает юридическая грамотность чиновников. Простой пример - составление протоколов инспекторами ГИБДД. Иногда они такое понапишут, что диву даёшься.

В действительности административное законодательство в нашей стране пока несовершенно. При нарушении прав граждане зачастую не знают, к какому закону обратиться, чтобы понять, в чём состоял проступок, и вообще было ли это нарушением. В результате обиженные чиновником люди мыкаются по депутатам, уполномоченным по правам человека, органам власти. Всё это потеря времени, сил и здоровья. Если бы была возможность ознакомиться с одним законом, то многое бы стало понятным, и оперативность рассмотрения административного спора возросла бы в разы.

- Я думаю, что создание таких судов повысит эффективность государственного управления, - говорит финансовый аналитик Виктор Прохоров. - Здесь не стоит думать о дополнительных расходах, которые лягут на федеральный бюджет в связи с созданием новых судов, установлением зарплаты судьям и обслуживающему персоналу. В конечном счёте всё это окупится. Армия чиновников начнёт работать, так как предписано законом, а не так, как им заблагорассудится, и благодаря этому повысится качество управления. А этот показатель имеет немаловажное значение для роста экономики. То есть в итоге выиграет и государство, и население. Да даже просто разговоры и появления такого суда заставят задуматься чиновника, а правильно ли он делает свою работу - вдруг на него поступит жалоба в специальный судебный орган.

Административные суды - это не отечественное изобретение. У нас вообще долгое время человек не мог стоять наравне с государством и отстаивать свои права (хотя некоторые попытки были и в советское время и в царской России). Впервые суды, рассматривающие споры из управленческих отношений, стали появляться во Франции в годы формирования Первой Республики (1789-1794 годы). И сегодня такие суды продолжают работать на родине Наполеона Бонапарта. Они совершенно самостоятельны и не подчиняются никаким органам в системе общих судов, а также выступают в роли советников администрации. В их ведении как малозначительные, так и крупные политические дела. Причём суды проверяют законность административных актов - от рядовых муниципальных до ордонансов президента.

Российский законопроект, который был принят только в первом чтении в ноябре 2000 года, несколько отличается от французского. Он предусматривает создание федеральных административных судов в виде Судебной коллегии по административным делам Верховного суда, федеральных окружных административных судов, судебных коллегий по административным делам верховных судов республик и федеральных межрайонных административных судов. Председатели, его замы и судьи федеральных судов назначаются президентом по представлению председателя Верховного суда, а ВС основывает своё решение на заключении Высшей квалификационной коллегии судей. В принципе такая система заслуживает право на существование, ведь аналогичным образом уже работают остальные отечественные суды. Но остаётся вопрос в реализации этого законопроекта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА