Новости

Профессия - многофункционал

Профессия - многофункционал

Безработицу побеждают активные и обучаемые

Теперь не нужно вставать затемно, ехать через пробки до офиса, сердиться на босса, терпеть коллег и жаловаться на усталость. Но эти мысли не радуют. Потеря работы - один из наиболее сильных стрессов для человека, считают специалисты. О том, как пережить это испытание, обрести второе профессиональное дыхание и найти новую подходящую работу, обсудили представители образования и специалисты городского центра занятости населения, психологи и работодатели.

- Давайте обрисуем для начала ситуация на рынке труда нашего города. Какие специалисты сегодня нужны и какие популярные профессии могут получить безработные граждане через службу занятости?

Александр Кайдалов:

- Сегодня в нашем городе требуются в основном инженеры и рабочие различных специальностей. Нужны слесари, сварщики, токари, специалисты жилищно-коммунального хозяйства. Думаю, в ближайшее время эта тенденция сохранится, так как молодых специалистов востребованных профессий, которых готовят техникумы и вузы - сегодня недостаточно, чтобы насытить рынок труда. Старшее рабочее поколение приближается к пенсионному возрасту и есть некий вакуум, который нужно заполнять.

Каждый год примерно 30 тысяч красноярцев обращается к нам в службу для содействия трудоустройству. Часть граждан мы направляем на профессиональную переподготовку по 40 профессиям, больше половины из которых - как раз популярные рабочие специальности. Кроме пролетарских в списке - офисные професии: менеджеры и помощники руководителей, а также творческие профессии: графические и интерьерные дизайнеры. Нужны рынку фотографы, портные, закройщики, программисты и системные администраторы, бухгалтеры и сметчики, работники сервиса и общепита - охранники, массажисты, парикмахеры, повара, кондитеры.

Мы стараемся использовать все возможности трудоустройства стоящих у нас на учёте граждан. И надо сказать, порядка 75 процентов людей, которые обращаются в службу занятости, находят работу.

Ирина Порошина:

- Профессиональное переобучение проводится нашей службой уже двадцать лет, это популярная услуга, к ней часто обращаются наши клиенты. В 90-е годы мы переобучали по 600-700 человек ежегодно, в последнее время это число растёт. Так, в 2006-м году новые специальности получили 1300 человек, в 2012 - более 2000, в планах на 2013 год - переобучить ещё большее количество граждан. Обучение на новую специальность у нас длится от месяца до полугода. Пока гражданин учится, он получает стипендию от центра занятости в размере от 1020 до 5880 рублей. Зависит размер выплаты от того, какой у человека профессиональный стаж, когда он был уволен и когда обратился в нашу службу. Учёба организована у постоянных партнёров центра занятости. Граждане получают новые специальности в известных в Красноярске учебных центрах, бизнес-школах, учреждениях среднего профессионального образования.

- Как людям, потерявшим работу, не опустить рук и не сдаться?

Александр Кайдалов:

- В первую очередь безработному нужно постараться решить психологические проблемы. Часто те люди, что к нам обращаются, зациклены на своей профессии, им сложно поверить, что они способны делать что-то ещё. Поэтому задача специалистов -психологов нашей службы - помочь безработным понять свои возможности и в итоге достичь цели, трудоустроиться. Услуги психологической поддержки предусмотрены при всех районных центрах занятости.

Когда человек только обращается в нашу службу, на первом этапе с ним работает наш штатный психолог, помогают определиться с выбором курса переобучения сотрудники-профориентаторы. Если помощь нужна не разовая, а более глубокая, мы направляем гражданина в краевой центр профориентации и психологической поддержки населения для индивидуальных встреч или работы в группах. С этим учреждением мы давно и успешно сотрудничаем.

- Наталья Храпова:

- Люди, которые обращается к нам за помощью, часто растеряны, что вполне объяснимо. Они не знают,как вести себя на рынке труда, не осознают своих профессиональных целей, слабо мотивированы на поиск работы. И хотя мы, безусловно поддерживаем их, но даём понять, найти работу - это их личная задача. Не должно быть такого подхода: я пришёл - устраивайте меня на работу. На занятиях специалисты центры рассказывают о путях поиска работы, помогают составить конкурентоспособное резюме, информируют об эффективных способах самопрезентации. На пользу людям идёт работа в группе, она проходит в форме тренинга. Общаясь с теми, у кого схожие беды, безработные легче преодолевать внутренние трудности.

Многих из наших клиентов просто нужно подтолкнуть, дать им необходимые знания и навыки - и их проблема быстро решиться.

В ситуации безработицы возникает ещё один спектр психологических проблем — многие ищущие работу граждане не уверены в себе, в собственных силах, испытывают эмоционально-личностные затруднения, трудности в процессе коммуникаций. Психологи центра помогают таким людям преодолеть стресс, страхи, пережить трудности.

Эффект от индивидуальных встреч со специалистом очевиден. Если поначалу безработные не очень-то верят в помощь психологов, то после прохождения курса многие благодарят — говорят, что начали лучше понимать себя, осознавать свой потенциал, принимают мысль о том, что нужно действовать на рынке труда самостоятельно. В итоге большинство клиентов находят себе дело по душе.

- Насколько доступно обучение на отдельные специальности из списка? Ведь в нём присутствуют довольно сложные профессии.

Ирина Магомедова:

- К нам на переподготовку приходят многие красноярцы от службы занятости. Действительно, большая часть специальностей, по которым мы ведём переподготовку - сложные и традиционно мужские профессии. Мы учим станочников, слесарей, сварщиков, электриков - востребованных на профильных предприятиях, таких как Красмаш, заводы «Бирюса», «Радиосвязь», «Сибирский инструментальный».

Многие годы престижность наших профессий падала, теперь на территории края наблюдается некоторое развитие отрасли, машиностроение и металлургия вновь в приоритете и требуют много специалистов.

Хотя наши профессии, повторюсь, не просты, сегодня существуют и технологии обучения и современное тренировочное оборудование, которое позволяет человеку, являющемуся пользователем компьютера, освоить азы специальностей без особых проблем.

Скажу, что с этой задачей справляются даже школьники, главное чтобы профессия ученику понравилась. Если же во время стажировки на настоящем «боевом» оборудовании потенциальный работник находит контакт с работодателем, человека берут на работу. И надо сказать, процент людей, устроившихся на машиностроительные предприятия таким образом постоянно растёт.

Ещё один немаловажный нюанс. За годы сотрудничества с центром занятости мы заметили, что некоторые профессии перестают быть исключительно мужскими. Есть много случаев, когда женщины обучались у нас например, на слесарей-механосборщиков. И сейчас эти дамы успешно работают на заводе «Бирюса», их всё устраивает : и работа и оплата.

- Какие существуют сложности при трудоустройстве переобученных граждан?

Александр Кайдалов:

- Серьёзная проблема - отбраковка по возрасту. Известно, что людей, чей возраст приближается к 50 годам, не очень охотно берут на работу, такая ситуация по всей стране, подобное наблюдается и у нас. И тут мне лично работодателя понять сложно. Случается, что при закрытии крупного предприятия высвобождаются высококлассные специалисты, люди зрелого возраста. И принять их на работу мешает только менталитет молодых руководителей компаний. Такой подход нужно менять. Если человек физически здоров, его не юный возраст - не препятствие для трудоустройства. Тут радует тот факт, что существуют и другие работодатели, которые смотрят не на дату рождения, а на профессиональные качества соискателя.

Ирина Магомедова:

- Чтобы работу находили не 80 процентов граждан, а 100, нужно решать в первую очередь проблему заработной платы. Люди переобучаются, вроде бы готовы идти на те вакансии, где очень нужны специалисты, а им зачастую предлагают невысокую зарплату. И такая картина не только в частных предприятиях, но и на государственных предприятиях. Если компания выдвигает высокие требования, зарплата должна быть соответствующая. Хотя бы на уровне средней по Красноярску.

Александр Кайдалов:

- Соглашусь с тем, что такая проблема существует. Для крупных городов зарплата должна быть адекватной достойному существованию человека. Нужно платить столько, чтоб профессионал смог обеспечить себя и свою семью. Хорошо бы нашим законодателям отрегулировать эти глобальные вопросы на самом высоком уровне.

Надежда Ильментьева:

- Замечу, что вопрос оплаты труда и для нас болезненный. Мы довольно крупный работодатель и на самом деле остро ощущаем нехватку рабочих рук. Нам требуются водители, электромонтёры, газосварщики, слесари-ремонтники и так далее - перечень очень большой. Со службой занятости сотрудничаем плотно, от них к нам приходит большой поток специалистов. Но удержать их сложно, так как оплату, равную хотя бы средней по Красноярску, мы можем дать далеко не всегда. Ведь зарплата у нас привязана к тарифам и минимальной оплате труда. Ежегодно мы проводим мониторинг по городу, выясняя, каков уровень средней зарплаты по нашим специальностям. Например, сварщику сейчас везде платят по 40 тысяч рублей в месяц. Мы же можем предложить лишь 20. Конечно, чтобы как-то скомпенсировать разницу и удержать работников, мы делаем доплаты молодым специалистам, старается разрабатывать какие-то формы нематериального стимулирования, компенсируем проживание в общежитии, даём путёвки в санатории.

Отмечу ещё один важный, на мой взгляд, момент. По закону, сегодня нельзя официально работать на две ставки (то есть нельзя получать за двоих), контролирующие органы бдительно следят за этим. Но многие специалисты в нашей сфере, у которых есть силы на совмещение и график удобный - сутки через трое, хотели бы взять две ставки. По закону же они могут трудиться сверхурочно только несколько часов, а по совместительству на плюс 0,4 ставки. Мне кажется, этот законодательный норматив тоже стоит пересмотреть, тот, кто хочет работать и получать больше – должен такую возможность иметь.

- Есть ли способы предотвратить потерю работы, как-то подстраховаться?

Надежда Ильментева,

- Мне кажется, важно больше заниматься работой по профориентации среди школьников, помогать молодым людям правильно выбрать трудовую стезю. Конечно, переподготовка позволяет скорректировать ошибку в выборе профессии, но ошибку можно было бы не допустить, если грамотно выбирать работу заранее, к выпускному классу.

- Ирина Магомедова:

- Я солидарна с этим мнением. Действительно, раньше в системе образования было трудовое обучение, которое хоть как-то помогало ориентироваться с выбором профессии, сейчас труд из школьной программы исключен.

И когда наступает время школьнику выбирать ремесло, он даже не имеет представления о том, кто сегодня требуется работодателю, не подозревает о видах деятельности, на которых основывается та или иная профессия. Конечно, чтобы не пришлось менять работу в середине жизни, нужно постараться выбрать наиболее подходящую специальность заранее. Решить эту задачу позволяют проекты, которые были разработаны в нашем учебном заведении в последние три года. Этот блок уникальных программ мы назвали профессиональными пробами, проводятся пробы в школах, начиная с пятого класса. Последовательно участвуя в программе, ребята к выходу из школы, к девятому или к одиннадцатому классу уже имеют чёткие представление о своих склонностях и о будущей профессии.

Эта программа пока ещё не адаптирована для взрослых, но кое-где мы ее применяем. На открытых форумах к нам подходили взрослые горожане и просили протестировать их на пригодность к профессии, что мы и делали. В итоге нам показалась интересной мысль сделать нечто подобное и для взрослых. Профориентационные пробы для людей старшего возраста были бы полезны клиентам службы занятости, помогли бы людям точнее понять, куда ему направить усилия, а чем, напротив, не стоит заниматься.

Александр Кайдалов:

- Действительно, идея интересная. Надеюсь, мы её совместно реализуем. Замечу только, что хотя и нужно стремиться профессионально ориентировать молодежь, надо точно понимать: как ни ориентируй, идеальных вариантов не бывает. Не все выберут профессию на всю оставшуюся жизнь, мы в этом часто убеждаемся на практике. И профессия перестаёт быть нужной людям, и люди, случается, теряют к делу интерес. Есть у нас клиенты службы, которые кардинально меняют профессию, из врачей становятся бизнесменами, из юристов идут в парикмахеры.

Наталья Храпова:

- Мне кажется, сегодня время столь быстро меняется, что нужно быть готовым совершенствоваться всю жизнь. В идеале стоит иметь несколько смежных специальностей. Учится, приобретать новые знания, умения и навыки, овладевать специальностями стоит всегда. Это позволит человеку быть гибким, расширит его профессиональные горизонты и поможет человеку быть востребованным профессионалом.

- С этой сентенцией поспорить сложно. Но как дело на практике обстоит? Много ли у нас таких многофункциональных профи? Давайте прямо сейчас проведём блиц-опрос. Каждый из присутствующих расскажет, какие он имеет специальности, кроме основной.

Александр Кайдалов:

- У меня три специальности. Водитель, юрист, учитель физики.

Ирина Порошина:

- Я заместитель директора, могу работать психологом.

Надежда Ильментьева:

- Кроме того, что я кадровик, я ещё и физик.

Ирина Магомедова:

- Я инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин и юрист.

Наталья Храпова:

- Второе образование у меня бухгалтерское.

- Очень хорошая у нас получилась иллюстрация. Я тоже имею диплом учителя математики и массажиста. Если не дай Бог, с работы уволят, с чего начинать поиск новой? Мне 42 года, боюсь, мало вакансий, куда возьмут, мало.

- Наталья Храпова:

- Первым делом Вам стоит разобраться с психологическими проблемами. «Боюсь» - должно исчезнуть из лексикона.

Ирина Магомедова:

- Предлагаю Вам выучится на оператора станка с программным управлением. Будете в белом халате на кнопочки нажимать - с механизмами работать, интересно, красиво.

Надежда Ильментьева:

- А я Вам предлагаю должность кладовщика у нас в компании. Стабильная оплата, работа рядом с домом, не пожалеете…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА