Новости

Валерий Ревкуц: «Жители имеют право на качество»

Валерий Ревкуц: «Жители имеют право на качество»

Проблема качества предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня является одним из главных предметов обсуждения на всех уровнях: от совещаний президента до разговоров в автобусе. И это не удивительно. Каждый житель имеет право на то, чтобы в его доме было тепло, из крана бежала вода нужной температуры, мусор вывозился вовремя, а трубы в подвале не протекали. В конце концов, мы платим за это деньги, и немалые! Вот только пока соотношение цена - качество в сфере ЖКХ оставляет желать лучшего. И это ещё мягко сказано.

Что сегодня делают представители власти, чтобы переломить ситуацию в отрасли, как отстаивают законные права людей на достойную жизнь. Об этом мы говорим с депутатом Красноярского городского Совета Валерием Ревкуцем.

- Сегодня все признают, что одним из раздражающих факторов для населения является рост тарифов при недостаточном росте качества жилищно-коммунальных услуг. А как часто с такими проблемами люди обращаются к депутатам?

- К нам в виртуальную приёмную приходят тысячи жалоб на эту тему. Впору писать произведение «Война и мир».

Закон говорит чётко: если ресурсоснабжающей организации известно, что она поставляет услугу ненадлежащего качества, она обязана самостоятельно произвести перерасчёт вплоть до полного освобождения от оплаты. Но я затрудняюсь привести примеры, чтобы РСО добровольно это делали. В лучшем случае они либо вынудят написать заявление на перерасчёт, либо обострят ситуацию до такого состояния, что потребителю кроме как в суд больше некуда будет пойти. Я защищал интересы одного гражданина в такой ситуации, прошёл этот путь от и до и знаю, насколько это сложно.

Технические требования к поставке ресурсов прописаны в ГОСТах, а правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах установлены постановлением федерального правительства. Но граждане почти не знакомы с этими документами и имеют приблизительное понимание того, что должно быть убрано, каким должно быть давление и тепло в трубах, какому стандарту должно отвечать энергоснабжение. В принципе, я их понимаю. Многие нормативные акты написаны в больших объёмах. Не каждый человек найдёт время их почитать. А ведь необходимо не только пробежаться по страницам, но и выделить наиболее важное, чтобы можно было предъявить претензии представителям ресурсоснабжающей организации.

- Но у нас достаточно много надзорных органов, которые могут помочь человеку. За качеством коммунальных услуг пристально следят в министерстве ЖКХ края, создана региональная служба строительного надзора и жилищного контроля. Они достаточно оперативно реагируют на жалобы. Также не стоит забывать про Роспотребнадзор, в обязанности которого входит мониторинг качества оказываемых услуг. Наконец, существуют прокуратура, суды...

Закон говорит чётко: если ресурсоснабжающей организации известно, что она поставляет услугу ненадлежащего качества, она обязана самостоятельно произвести перерасчёт вплоть до полного освобождения от оплаты.

- Согласен. В последние годы в стране постепенно формируется система, позволяющая отстаивать права жителей на качественные услуги. Но я считаю, что этого нам сегодня недостаточно. Красноярск находится в довольно сложной климатической зоне, и благополучие его жителей во многом зависит от качества поставляемых им коммунальных услуг. Поэтому необходимо контролировать эту сферу всеми силами. Свои надзорные или хотя бы консультативные органы должны быть созданы на уровне муниципалитета. И надо сказать, глава города Эдхам Акбулатов понимает серьёзность проблемы. В феврале было проведено совещание по формированию координационного совета - органа, объединяющего депутатский корпус и органы исполнительной власти в целях решения ежедневных проблем горожан. Было решено, что одним из направлений его деятельности станут вопросы по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Уже 1 марта на базе регионального отделения приёмной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, находящейся на Красной площади, мы проведём консультации для граждан. Это не единственный приём от имени депутатов и администрации города. Консультации будут проводиться регулярно, пока будет существовать такая потребность.

- Валерий Александрович, сейчас мы говорили о взаимоотношениях «ресурсоснабжающая организация - потребитель». Но в этой цепочке есть ещё одно звено: ТСЖ и управляющие компании. И по идее они в первую очередь должны защищать интересы жильцов. Однако на практике происходит совсем иное.

- Я думаю, что нормативная база, условия формирования договоров с управляющей компанией и с товариществом собственников жилья не совсем прозрачны. Эти структуры требуют серьёзного контроля. Могу рассказать на личном примере. В одном из ТСЖ решили установить шлагбаум. Вопросов нет - провели собрание, проголосовали, выделили деньги, установили. Но по прошествии времени мне тоже понадобилось установить шлагбаум для своей организации. Начал проводить мониторинг и выяснилось, что это изобретение стоит в два раза дешевле, чем обошлось моему ТСЖ.

Другой пример. Все уже знают, что такое общедомовые нужды. Подъезд отапливается и освещается, и на эти цели расходуется определённое количество ресурса. Но я могу точно сказать, что многие управляющие компании за лампочку или прожектор, которые установлены на опорах сети уличного освещения и принадлежат горсвету, собирают плату с жильцов. Неясности есть и с водой, которая расходуется при влажной уборке. К примеру, уборщица тратит всего около 200 литров в месяц, а компания пишет, что потрачена тонна воды. Люди должны представлять, что, где и куда тратится. От заработной платы бухгалтера в УК до количества киловатт, потраченных в месяц на освещение подъезда. Для этого необходимо ввести прозрачность через закон и усилить самоконтроль, к примеру, через ревизионные комиссии. Тогда, возможно, уйдут в прошлое и такие ситуации: жители исправно платят за свет, тепло и воду, а дом имеет огромные миллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями.

Учёт ресурсов должен быть. Вода, свет, тепло и газ стоят денег. Но продавец ресурса сам должен нести бремя приобретения и эксплуатации прибора, по которому осуществляется оплата.

- Была надежда, что после установки приборов учёта, как индивидуальных, так и общедомовых, ситуация в отрасли изменится. Получив точные данные о расходе ресурсов, научившись экономить, и жители, и жилищники, и РСО окажутся в выгоде. Но пока и в этом секторе - одни проблемы.

- С индивидуальными приборами учёта имеется следующая ситуация - обязанности по их приобретению и установке лежат на гражданах. А этого, на мой взгляд, можно не делать. Простая логика: когда вы приходите на рынок и покупаете мясо, рыбу или крупу, обязательным атрибутом товарной сделки выступает мерительный прибор - весы, стаканы, вёдра. Они принадлежат продавцу, потому что именно он в первую очередь заинтересован в учёте товара. В сфере жилищно-коммунального хозяйства почему-то решили, что заинтересованным должен быть потребитель. Но насколько это справедливо? Согласно логике всего гражданского законодательства, если гражданин приобретает какой-либо прибор, то он автоматически становится его собственностью, и пользование этим прибором может осуществляться только с его согласия. Однако на деле получается, что, во-первых, меня обязывают приобрести вещь, а во-вторых, заставляют в безвозмездном порядке предоставить её в пользование.

Учёт ресурсов должен быть. Вода, свет, тепло и газ стоят денег. Но я полагаю, что продавец ресурса сам должен нести бремя приобретения и эксплуатации прибора, который посчитает, сколько потребляет человек. И дело здесь не только в учёте тепла, воды или электроэнергии. Каждый счётчик имеет срок службы и межповерочный цикл. Следить за его состоянием должен специалист, а не обыватель.

- Чем же оперировали законодатели, когда обязывали установить счётчики потребителям?

- Потребители в своей массе разобщены. А производители электрической и тепловой энергии, как правило, имеют своё лобби, которое постоянно контактирует как с федеральным правительством, так и с Государственной думой и Советом Федерации. Я думаю, что при возложении обязанности по установке счётчиков на потребителей их интересы были учтены не в последнюю очередь.

Говорить о том, что у РСО нет денег на установку приборов учёта, неверно. Все мы слышали о так называемых «золотых парашютах», когда высокопоставленному должностному лицу предприятия при увольнении предоставляется «сногсшибательная компенсация». Такое часто практикуется в энергетической сфере. Или, к примеру, недавнее заседание по вопросам имеющихся долгов в энергетике, которое проводил президент Владимир Владимирович Путин. Глава государства обратил внимание, что при строительстве одной из гидроаккумулирующих станций бесследно исчез один миллиард рублей. Министр внутренних дел неоднократно предлагал заказчику - энергетической компании «РусГидро» выступить в качестве потерпевшей стороны. Но представитель организации заявил, что официальных предложений не поступало. Естественно, президент возмутился, заявил, что они зубами должны бороться за такие деньги без всяких обращений в правоохранительные органы.

Всё это говорит о том, что деньги у ресурсоснабжающих организаций есть, но как и любая другая коммерческая структура, они ищут способы экономии. Сэкономили и на приборах учёта, и на контролёрах. И это, на мой взгляд, несправедливо, с этим ещё необходимо разбираться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА