Новости

Обойдёмся без суда

Обойдёмся без суда

Юридическое мастерство за партой

Иван и Влада дружили ещё с детского сада. Вместе гуляли, вместе играли. Ваня вёл себя как настоящий джентльмен — всегда заступался за девочку, отдавал ей свои конфеты и игрушки. Да и Влада очень привязалась к другу, не отходила от него ни на шаг. Даже кроватки у малышей стояли рядом.

Ребята подросли, пошли в одну школу и в один класс. Вместе за партой, вместе на перемене, вместе после уроков. Так прошло несколько лет. И уже в старших классах Иван понял, что Влада ему не просто друг. Из маленькой девочки с огромными бантами и забавным цветным рюкзачком Влада превратилась в прекрасную девушку с модной дамской сумкой. Ваня влюбился, стал ухаживать за Владой. Девушка принимала его знаки внимания. И в кино с ним с удовольствием ходила, и на роликах каталась. Только вот не понимала Влада, что подаренные цветы и конфеты — уже совсем не дружеские знаки внимания, а проявления высокого чувства. Девушка продолжала воспринимать Ивана лишь как друга. Ваня обиделся. Перестал ухаживать, пересел за другую парту. А дальше — и того хуже, стал обижать и оскорблять Владу. Девушка защищалась. Бывшие друзья стали ругаться, каждая перемена превращалась в склоку.

Эти напряжённые отношения заметили ребята, состоящие в школьной службе примирения. Пару вызвали на конфиденциальный разговор. Начали с Ивана. Юношу подробно в форме доверительной беседы расспросили, почему он ссорится с Владой и хотел бы он помириться с ней. Ваня всё честно рассказал. И про безответную любовь, и про непонятые знаки внимания. В итоге решил, что приятельские отношения наладить всё же стоит. Затем “миротворцы” пригласили Владу. Девушка всё рассказала и объяснила, что Ваня был ей просто хорошим другом. И очень пожалела о том, что их дружба рухнула, но помириться она хочет. На последний разговор ребят пригласили уже вдвоём. В присутствии сотрудников службы они поговорили, разъяснили все непонимания, попросили прощения друг у друга. И… остались приятелями. Прежняя дружба теперь вряд ли возможна. Но хотя бы вежливые и уважительные отношения без оскорблений ребята наверняка будут поддерживать.

Вот так, разыграв небольшую сценку, ученики гимназии № 7 Ленинского района показали, как на практике работает организованная у них школьная служба примирения.

— Когда мы решили запустить в нашей школе этот проект, — рассказывает Люция Литвинцева, директор гимназии № 7, — в первую очередь мы познакомили с ним ребят. Затем уже они сами на родительской конференции презентовали проект родителям. Всем идея очень понравилась, одна мама даже поднялась и сказала, что это прекрасная технология. И для поддержания хорошего психологического климата в семье она будет пользоваться ей и дома.

По словам Люции Абрамовны, только в 2012 году службе примирения удалось благополучно разрешить шестнадцать конфликтов.

В основе школьной службы примирения лежит медиация — одна из официально признанных форм альтернативного урегулирования споров. При применении этой технологии обязательным условием является наличие посредника между конфликтующими сторонами, или медиатора. Человека незаинтересованного, беспристрастного, который поможет враждующим сторонам прийти к соглашению без взаимных упрёков и оскорблений, основываясь на взаимоуважении, равноправии, добровольности и конфиденциальности.

— Медиатор — это высший пилотаж юридического искусства, — говорит Елена Пригодич, руководитель центра гражданского образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — У нас есть краевая программа по защите детства, в которой говорится, что в каждой школе обязательно должна быть такая служба. Мы разрабатываем уникальную модель взаимодействия школьников между собой. В России такого практически не встречается. Только в отдельных школах некоторых городов, например в Перми.

Школьная служба примирения в гимназии № 7 — это целая отлаженная система, работа в которой проходит в несколько этапов. В кабинете психолога висит два почтовых ящика, куда каждый желающий может скинуть письмо с изложением волнующей его ситуации, попросить о помощи. Послание обязательно рассмотрят. Затем председатель службы примирения решит, куда перенаправить конфликт: медиаторам, психологу либо просто классному руководителю, который также доверительно побеседует с ребёнком, и проблема может разрешиться.

Как рассказал Иван Дзалбо, один из медиаторов гимназии № 7, все ребята, входящие в школьную службу примирения — не просто “миротворцы”, неравнодушные к окружающим, а практически специалисты, обладающие особыми знаниями и навыками.

— Прежде чем стать медиатором, — рассказывает Иван, — каждый из нас прошёл курс тренингов и различных занятий. Мы изучали основы медиации, работали с психологом. Ведь посредник должен вызывать у каждой из противоборствующих сторон доверие, быть беспристрастным и очень проницательным.

По словам Ивана, ребята к ним обращаются очень часто, кто-то за советом, а кто-то — с просьбой обучить медиации и взять в свою службу.

На просьбу рассказать о реально произошедшем конфликте, который им удалось разрешить, Иван задумался и ответил: “Примеры, конечно, можно привести. Но напомню, что один из главных принципов медиации — конфиденциальность. И если я буду раскрывать чужие секреты, мне не будут доверять. И значит, я не смогу помочь тем, кому действительно это может понадобиться”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА