Новости
Человек эпохи вырождения?
Перестаньте хлопать, господа
Всё чаще на концертах классической музыки раздаётся просьба ведущего: «Уважаемые слушатели, убедительная просьба - между частями музыкального произведения не хлопать». Несмотря на то, последние лет сто аплодисменты во время исполнения симфонии или сонаты считаются дурным тоном и указывают на то, что хлопающий зритель - новичок, никогда не бывавший на академических концертах, часть сидящих в зале об этом просто не догадывается. Не ведает отдельная публика и о том, что в одном музыкальном произведении может быть несколько частей: например, в симфонии обычно четыре части, в сонате - три.
Конечно, с одной стороны, подобные правила - всего лишь утверждённый этикет и некая условность. Но с другой, неуместные овации говорят и о том, что сегодня мы плохо разбираемся в классической музыке и очень мало ходим на концерты. Ведь, как известно, опыт приходит лишь на практике.
Возможно, что классика, как уверяют некоторые, - удел для избранных или для музыкальных снобов. Но как же быть с таким доступным и поистине народным видом искусства, как драматический театр? Часто зрители, приходя даже на постановки по хрестоматийным произведениям, до конца представления гадают, а чем же закончится спектакль? Подобное я наблюдала на тюзовском спектакле «Заводной апельсин». Вещь, безусловно, культовая, но как выяснилось, часть аудитории не читала англичанина Бёрджесса - некоторые хотели покинуть театр после первого действия, подумав, что «кино-то уже кончилось». На премьере «Варваров» по Горькому в театре Пушкина одна молодая пара, сидящая рядом со мной, весьма милая и интеллигентная, шёпотом пыталась предугадать перипетии сюжета. А вроде бы должны и так знать: всё же Горький - классик, а не какой-то малоизвестный беллетрист Пупкин.
Примеров таких «культурных чудес» масса. Казалось бы, в наш постиндустриальный век, где любая информация доступна почти всем жителям земного шара, мы должны быть подобны людям эпохи Возрождения - вырастать настоящими энциклопедистами, эрудитами, знатоками во всех областях, а всевозможные таланты должны расцветать буйным цветом. Ведь смог же Леонардо да Винчи, не имея Интернета и всевозможных гаджетов, которыми обладает почти каждый школьник XXI века, стать и выдающимся учёным, и естествоиспытателем, и художником. Но несмотря на то, что в нашем распоряжении самолёты, ракеты, компьютеры и Всемирная паутина, наш кругозор стремительно сужается.
В России самым ярким энциклопедистом был Михаил Ломоносов. Его деятельность коснулась многих направлений естествознания и гуманитарных наук, изобразительного искусства и литературного творчества.
Интересы человечества стали очень локальны и всё чаще ограничиваются бессмысленным общением в социальных сетях. Мы мало читаем, смотрим, обсуждаем. Вспомните, когда вы последний раз были в театре, в концертном зале или музее? Хотя бы виртуально? Ведь сегодня благодаря Интернету возможно посмотреть любую выдающуюся театральную постановку или побывать в залах Третьяковки или Русского музея. Как показали последние опросы, с культурным уровнем населения у нас серьёзные проблемы. Даже там, где культурных учреждений хоть отбавляй, - например, в Москве. Согласно данным департамента культуры столицы, среди тех, кто согласился поучаствовать в социологическом исследовании, 40 процентов никогда не были в театре, 60 - процентов ни разу в жизни не переступали порога ни одного музея. И самое интересно: 70 процентов опрошенных считают себя культурными людьми. Когда у москвичей спросили, что даёт основание относить себя к «культурным людям», те ответили, что они регулярно посещают… рестораны. По мнению министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы Сергея Капкова, главные причины того, что люди редко ходят в театры, музеи и кино, не из-за высоких цен: «Средняя цена билета в Москве в кино - 250 рублей. Поход в музей обойдётся не дороже 300, каждое третье воскресенье все московские музеи работают бесплатно. У нас есть великие театры, где официальная цена билета доходит до семи тысяч рублей, но есть билеты за 300 рублей. Большинство москвичей не смущает цена на билеты, а смущает то, что спектакли начинаются в 19 вечера, они не успевают после работы».
У нас в Красноярске нет театральных билетов по семь тысяч рублей, и добраться к семи вечера до учреждения культуры вполне реально. Но сказать, что все горожане являются постоянными посетителями премьер, выставок и прочих мероприятий, будет явным преувеличением. Чаще всего люди причиной своего «бескультурья» называют нехватку времени. Работа - дом - компьютер или телевизор - алгоритм жизни гомо сапиенса XXI века. Почему мы стали так странно, скучно и монотонно жить? В чём причина? Мнения красноярских экспертов во многом сходятся по данному поводу - в последнее время государство перестало считать культуру стратегическим направлением.
- Сегодня говорится много красивых слов про культуру, но в действительности ничего не делается, - считает народный художник России Анатолий Левитин. - Советская власть заботилась об искусстве, государство было заинтересовано, чтобы искусство работало на него. Я, например, был обычным советским ребёнком, знал классическую музыку уже в восьмилетнем возрасте. Сегодня же наступило время швондеров, главная цель которых - как можно быстрее и больше награбить. Люди не получают необходимый культурный багаж, который является основой всего. Культура - в загоне, поэтому не в чести ни нравственность, ни совесть.
Любопытен и тот факт, что в Стране Советов, где свирепствовала цензура, на свет появлялись такие гениальные композиторы, как Шостакович, Прокофьев… Сегодня, когда можно всё, русская земля не рождает гениев.
__- __Шостакович и Прокофьев появились на стыке переломного момента истории России, - поясняет феномен выдающихся личностей заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов. - Они воспитывались в учебном заведении, которое сложилось и окрепло ещё в царской России. После Октябрьской революции мы утратили не только экономическую мощь, которую стремительно набирала наша страна при царе, но и под корень была подрублена культура России. Булгаков, Ахматова, Цветаева, Пастернак - люди, которые пришли ещё из того мира. Сейчас эта культурная волна переживает затухание. Почему Шостакович создавал гениальные творения? Потому, что он был человеком высочайших идеалов, человеком без кожи, который ощущал чужую боль острее, чем собственную. И отсюда его совпадение с эпохой величайших испытаний, которые выпали на долю русского народа. Этим испытаниям он противопоставлял высокий идеал. В свете этого идеала многие явления эпохи высвечивались как героические, другие - как омерзительно уродливые, а то и просто глупые и смешные. Искусство не может основываться на цинизме. И только когда в России появится новый идеал, тогда появятся и новые Шостаковичи. С другой стороны, чем раньше появятся такие люди, тем быстрее вернётся идеал.
Многое зависит от воспитания, какие нравственные и духовные устои мы привьём своим детям в детстве, считает заслуженный артист России, депутат городского Совета Владислав Жуковский.
- Если мы будем водить наших детей на выставки разных уродцев в банках, монстров и прочей чертовщины, а не на художественные выставки, вернисажи, где представлено настоящее искусство, то сами понимаете, какой результат получим, - говорит Владислав Яковлевич. - Конечно, невозможно, чтобы все поголовно любили театр или разбирались в изобразительном искусстве. Да и не надо. Но всё же все мы - родом из детства. Помню, когда был маленьким, мы с бабушкой, которая была очень образованной женщиной, слушали по радио передачу «Театр у микрофона». «Лёжа слушать нельзя, - строго говорила бабушка. - В театре положено сидеть». Я обожал это время, когда застыв за столом, можно было, слушая артистов, воображать, как выглядят и двигаются персонажи радиопостановки…
«Красноярск - город, где любят и ценят академическое искусство. Однако классическая музыка, на мой взгляд, нашла далеко не всех, кто в ней нуждается, - продолжает тему Михаил Бенюмов. - Есть мнение, что высокое искусство - удел избранных. Но стать избранным может каждый, стоит только захотеть. Великие писатели, художники и музыканты оставили свои гениальные сочинения для всего человечества. Но один принимает этот дар, а другой - его отталкивает и остаётся нищим».