Новости
Ким Брейтбург: «Хочу устроить людям праздник»
На сцене Красноярского музыкального театра кипит работа. Через две недели здесь состоится мировая премьера. Автор «Голубой камеи» подарит зрителям свой новый мюзикл - «Казанова». Учитывая известность продюсера и успех его предыдущей постановки, для Красноярска это большая честь. В преддверии столь знаменательного культурного события нам удалось побеседовать с Кимом БРЕЙТБУРГОМ, узнать у него некоторые подробности о его новом детище и не только.
- Ким Александрович, снова Красноярск, снова репетиции. Что это будет?
- Широкомасштабная постановка «Казанова». Это мюзикл, близкий по жанру к комиксу. Весёлая, авантюрная, очень музыкальная и танцевальная, яркая, лиричная, искромётная история о любовнике всех времён и народов. Премьера состоится 8 марта, что весьма символично. Работа написана в соавторстве с Евгением Муравьёвым. Это наш второй с ним мюзикл. Первый - «Леонардо» - идёт в нескольких городах России и Украины. А «Казанова» стартует здесь, в Красноярске. Меня часто спрашивают, почему мои мюзиклы ставятся где-то в провинции. Причина проста - готовность театров к их постановке. В Красноярском музыкальном театре мы уже ставили «Голубую камею», и здесь нас ждали. С директором Натальей Русановой мы договаривались о том, что если у нас будет что-то новое, то Красноярск непременно это увидит. И вот мы здесь.
- Тем не менее Вы обходите столицы. Что мешало поставить того же «Казанову», скажем, на сцене Москвы?
- Здесь мы работаем с коллективом, который уже знаем. За те два года, что идёт «Камея» в Красноярске, мы находились в постоянном контакте с артистами - переписывались, созванивались. Вообщемы дружим с теми молодыми людьми, которых отобрали на кастинге, стараемся помогать им в случае необходимости. Например, Марину Вишневскую, взятую на роль княжны Таракановой, мы готовили к международному конкурсу. В Екатеринбурге каждые два года проходит профессиональный конкурс артистов мюзиклов и оперетт, так вот в прошлом году Марина заняла там первое место, опередив многих матёрых певцов, которые давно работают в театре. Красноярские актёры нисколько не уступают столичным, поэтому нам приятно работать с ними. А поскольку, повторюсь, театр был готов, то решено было ставить премьеру именно здесь.
- Вы чувствуете свой вклад в восхождении новых звёзд?
- Лучше у них спросить, чувствуют ли они мой вклад. Думаю, что определённую роль в их жизни, конечно, сыграл. И не только я, но и моя супруга Валерия Брейтбург, которая является музыкальным руководителем моих проектов, старшим преподавателем академии Гнесиных. Основная доля скрупулёзного обучения молодых талантов ложится на её плечи. Я осуществляю общий контроль, снабжаю их хорошим музыкальным материалом, что позволяет начинающим талантам раскрыться в полной мере, подтвердить свою компетентность, находясь на профессиональной сцене.
- Актёры «Казановы» заимствованы из «Камеи» или проводился ещё один кастинг?
- Дополнительного кастинга мы не делали, хотя в силу ряда обстоятельств у нас появились новые имена. Например, Саша Белопашенцев - очень талантливый молодой парень. Совсем недавно он был принят в труппу театра. Познакомились ещё с рядом профессиональных актёров, которые здесь работают давно, но в «Камее» не играли. Так, одну из главных ролей в новом мюзикле исполнит Владислав Питальский, известный в Красноярске артист.
- Я полагала, что это Ваш принцип - набирать в постановки актёров из непрофессиональной когорты талантов. Отошли от этого?
- Нет, этому принципу мы не изменили и будем его использовать, потому что театр нуждается в молодых дарованиях. Я считаю, если человек по-настоящему талантлив, музыкален, то порой это позволяет людям без театрального образования, без профессиональной подготовки выглядеть на сцене очень убедительно. Талант и труд играют решающую роль в судьбе моих актёров. «Казанова» вновь позволит в этом убедиться. Один из исполнителей роли Казановы - Дима Злобин - начинающий талант. Герою пьесы 32 года, а Дима гораздо моложе. По большому счёту для него это дебют, потому что роль большая, сложная, с драками и шпагами, с танцами и любовными объяснениями, юмором и иронией. Персонаж настолько сложный, но он очень старается, и у него отлично получается.
- Как по-вашему, талант - это дар божий или технологии? Можно ли воспитать звезду?
- Безусловно, дар божий. Надо спасибо сказать предкам и Господу за то, что человек получил некий дар, будь то сила голоса или музыкальный слух. Это невозможно воспитать - это либо есть, либо нет. Если бы люди были равноценны, и из любого можно было сделать выдающегося музыканта, мир был бы другой. А ввиду того, что одарённые люди встречаются нечасто, их ещё надо суметь найти и помочь им раскрыться.
- Вы работали над такими телепроектами, как «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Для Вас это коммерческий продукт или это тоже поиск, раскрытие талантов?
- И то и другое. Для телевидения, которое борется за высокие рейтинги и за успех, в этом, безусловно, есть доля коммерческого расчёта. Но для ребят, которые приходят на проекты, это шаг вперёд, шанс заявить о себе и отличная возможность повариться в профессиональной кухне, понять, как и для чего всё это делается. Это неоценимый опыт. Другое дело, что кто-то использует этот опыт в дальнейшем, а кто-то - нет. Всё зависит от человека.
- Вы отслеживаете их дальнейшую судьбу?
- Как правило, да. Ребят, участвующих в наших постановках или проявивших себя на проектах, мы стараемся из поля зрения не упускать. Некоторые из них продолжают профессиональную карьеру актёров, некоторые поступают учиться в музыкальные вузы, хотя не имели таких намерений.
- С кем-то из звёзд эстрады Вы сейчас работаете?
Конечно. Недавно мою новую песню на стихи Михаила Гуцериева записала Кристина Орбакайте, называется она «Маски». Борис Моисеев в дуэте с Кристиной Збигневской записали мою песню и даже уже сняли клип на неё. Но в связи с тем, что я сейчас сосредоточен на создании крупномасштабных шоу, я стал меньше писать для звёзд, по той простой причине, что времени не хватает. На сочинение «Казановы» ушёл год жизни. Это ведь небыстрый процесс - написать музыку, аранжировки, приготовить декорации, эскизы, костюмы, которых здесь около двухсот…
Вы работали с такими мэтрами эстрады, как Пугачёва, Долина, Вайкуле, а сейчас, не побоюсь этого слова, берёте людей с улицы. Как вам этот контраст?
Мне интересно работать и с теми, и с другими. Если берёшь людей не обученных, но талантливых, то у тебя есть возможность за полгода сформировать артиста, пусть молодого, начинающего, но артиста. В работе со звёздами есть проблема - они устоявшиеся, взрослые порой люди, у которых есть свои творческие установки. Мне нужно учитывать их индивидуальность и делать материал, писать песни, исходя из этого.
- Свои постановки Вы заявляете как мюзиклы. Можно ли говорить о том, что этот традиционно американский жанр прижился в России?
- Есть разные типы мюзиклов, и даже на самом Бродвее они разные - некоторые выглядят просто как эстрадные ревю, некоторые больше похожи на драматические спектакли с музыкой. На мой взгляд, мюзикл - это некое театральное образование с линией драматургии, в первооснове которого лежит музыка. Именно она диктует всю структуру спектакля. То, что мы демонстрируем на сцене, - не совсем в традициях русского театра, но я всегда стараюсь учитывать условия национального характера и писать только ту музыку, которая впишется в слуховой багаж русского человека. Что касается технологических приёмов, то наши постановки вполне можно сравнить с бродвейскими спектаклями по своей красочности и масштабности. Мы пытаемся синтезировать традиции русского театра, но в то же время не забывать и про Бродвей как про основоположник жанра. Всё-таки американцы были первыми, и у них эта форма существует давно, общепризнанна и собирает гигантские аудитории.
- Какую реакцию зрителей ожидаете после премьеры?
- Я хочу устроить людям праздник. Потому как хоть праздников в календаре много, они не всегда ощущаются нами. Жизнь сейчас непростая, люди много работают, и приходы в театр должны становиться для них определённым событием. Чтобы зрители пришли, отдохнули, получили массу энергии, зарядились оптимизмом, хорошим настроением. Не зря же говорили, что песня нам строить и жить помогает. Хочу, чтобы именно так и было.