Новости

Тьма в конце тоннеля

Тьма в конце тоннеля

Судьба метро вновь в центре обсуждения

В Красноярске вновь оживилась тема строительства метро. В городском Совете Красноярска на заседании комиссии по городскому хозяйству и экологии городского Совета прозвучало предложение провести общественные слушания или даже референдум среди красноярцев по вопросу строительства метро.

В своё время депутат Владислав Жуковский направил письмо в администрацию президента о том, что Красноярску необходим метрополитен. Из аппарата президента письмо направили в региональное министерство транспорта, а там после обсуждения предложили депутатам горсовета направить другое письмо — коллективное. Решение о всенародном обсуждении темы подземки — попытка придать весомости обращению к первому лицу государства. Для того чтобы определиться, какова именно должна быть форма волеизъявления горожан, депутаты создали рабочую группу.

А недавно произошло ещё одно событие, которое имеет непосредственное отношение к теме метростроя: предложение турецкой компании “Колин” построить в Красноярске подземку за четыре года (к Универсиаде-2019), причём с отсрочкой оплаты.

— Мы готовы построить всё за свой счет, по гарантии под три процента годовых плюс восемь процентов инфляции, — заявил представитель фирмы Виктор Троянов.

На первый взгляд, предложение очень выгодное. Но, к сожалению, в нынешних условиях неосуществимое.

— Мы приветствуем любые предложения в части строительства метрополитена, — говорит руководитель МКП г. Красноярска “Управление по строительству Красноярского метрополитена” Николай Болдин. — Мы понимаем, что в бюджете не хватает денег. Однако предложение компании “Колин” должно рассматриваться, по крайней мере, на уровне краевой власти. Гарантию вложенных инвестиций может дать только она.

Кроме того, сегодня нет правовой основы для того, чтобы частная фирма, независимо от того, российская она или иностранная, вкладывала свои деньги в строительство метро, — не существует юридически обоснованного механизма возврата этих средств. Мы надеемся на то, что в марте Государственная дума примет закон о метро, в котором будут чётко расписаны наши действия в таких случаях. Тогда будет всё ясно. Сегодня же это не более чем разговоры. С технической точки зрения компания “Колин” является серьёзным партнёром. В их активе — строительство метро в Дубае. Сегодня они выполняют проходку тоннеля под проливом Дарданеллы. Но без законодательной основы каких-либо конкретных договорённостей быть не может. Сегодня в России нет ни одного примера участия негосударственных инвесторов в строительстве метро.

Итак, нормативной базы для привлечения частных капиталов в строительство красноярского метрополитена нет. Что касается государственного финансирования, то и на него в ближайшие годы рассчитывать не приходится. Государственный бюджет последних лет достаточно сложный, и финансирование многих серьёзных проектов приостановлено.

В министерстве транспорта Красноярского края понимают необходимость появления метро в миллионном городе. Но ситуация такова, что средства приходится концентрировать на тех объектах, строительство которых дешевле, быстрее и способно дать немедленный эффект.

— Мы вплотную работаем с федеральными министерствами, в том числе с министерством регионального развития по метрополитену, — отметил министр транспорта Сергей Ерёмин, — но ситуация такова, что сегодня необходимо выполнить пусть очаговые, но самые важные капитальные объекты. Во-первых, это четвёртый автодорожный мост через Енисей. Во-вторых, это транспортная развязка на улице Авиаторов с выходом на Северное шоссе. В-третьих, сейчас готовится документация для объявления конкурса по строительству двухуровневой большой развязки на улицах 2-я Брянская и Калинина.

Кстати, есть люди, которые полагают, что метро Красноярску вообще не нужно. К их числу, как известно, относился экс-губернатор края Александр Хлопонин. Высказывались и аргументы против строительства подземки: проезд в метро будет значительно дороже других видов общественного транспорта, при этом транспортная доступность существенно не увеличится — ведь красноярская подземка проектировалась во второй половине XX века, и её схема не соответствует сегодняшнему развитию города.

Есть ли смысл в таком случае вновь и вновь возвращаться к проблеме метро и более того, выносить её на всенародное обсуждение? Председатель совета Гражданской ассамблеи Красноярского края Алексей Менщиков в этом смысле достаточно категоричен.

— Выносить на референдум вопрос о строительстве метро в Красноярске — примерно то же, что принимать общегородским голосованием решение о строительстве метро на Марсе, — считает он. — В том смысле, что результат будет одинаковым. Надо понимать, что в сегодняшней структуре распределения властных полномочий каждый действует в пределах своей компетенции. И проведение общегородского референдума никоим образом не может повлиять на строительство метрополитена. Понятно, что депутатам городского Совета как выразителям интересов городского сообщества проблема метро далеко не безразлична. Но в данном случае есть другие механизмы, позволяющие получить мнение горожан по этому вопросу.

Однако депутат горсовета Александр Глисков считает, что смысл в таком обсуждении (пускай и не в форме референдума) всё же есть.

— Да, если провести опрос горожан, поддерживают ли они необходимость строительства метрополитена, большинство выскажется за, — отмечает парламентарий. — Просто потому, что с метро лучше, чем без него. Но не существует общественного согласия по поводу того, как нам действительно необходимо развивать городской транспорт, какие его виды, в каком количестве реально необходимы городу. В этом смысле будут очень полезны общественные слушания.

Следующий год будет для красноярского метро юбилейным. Исполнится 20 лет с момента начала строительства. За эти годы было пройдено около 3,5 километра тоннеля от станции Высотная, 540 метров в сторону станции Улица Копылова, около 100 метров от станции Вокзальная. И пока эти тоннели не зарыты или недостроены, вопрос о метро остаётся открытым. Вот только неизвестно, как надолго.

Виктор ЗУБАРЕВ
Виктор ЗУБАРЕВ
Виктор ЗУБАРЕВ, депутат Государственной думы РФ от Красноярского края:

— Несомненно, метро — давняя мечта красноярцев. Сегодня никто, в том числе и на уровне федерального руководства, не сомневается в необходимости продолжения строительства. Другой вопрос, что федеральных средств не хватает. Но те предложения, которые мы услышали от представителей зарубежных компаний, открывают реальный путь для красноярского метрополитена. Здесь мы можем реально запустить механизмы частно-государственного партнёрства. Как участник ряда переговоров, в том числе в рамках Красноярского экономического форума, я могу сказать, что интерес к строительству метро проявляют не только турецкие, но и китайские бизнесмены. Как реально воспользоваться предложениями иностранных партнёров — эти вопросы сегодня прорабатываются в ходе переговоров. Однако мы хотим привлечь к участию в этом крупном проекте и наших предпринимателей. Думается, что совместными усилиями, в том числе мэра Красноярска Эдхама Акбулатова, губернатора Льва Кузнецова, представителей региона в федеральных органах власти, удалось сдвинуть проблему с мёртвой точки. Конечно, говорить о конкретных договорённостях ещё нельзя, но ход переговоров внушает оптимизм.

Читайте также:

В Красноярске консервируют станцию метро «Вокзальная»

Депутат Государственной думы Валерий Зубов: «Прекращение строительства метро в Красноярске считаю стратегической ошибкой»

Четвертый мост и Красноярское метро

Жан Радвани: «Метро засыпали песком? Это фантастика!»

Место в корпорации «Будущее»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА