Новости
Комбайн под шнеком
Машиностроение, которое стало ненужным
Ликвидация комбайнового завода не стала неожиданностью для населения города и промышленных кругов. Некогда мощное предприятие, выпускавшее свыше 16 тысяч комбайнов в год, в последнее время стало испытывать серьёзные финансовые трудности. С 2008 года объём производства снизился с 1,9 тысячи комбайнов до 200, убыточность стала достигать нескольких сот миллионов рублей, а долги измеряться в миллиардах. Неоднократно в арбитражный суд обращались кредиторы и налоговые органы с требованием признать предприятие банкротом. В конечном счёте собственник - концерн Тракторные заводы - решил избавиться от балласта.
Уже в этом году производство комбайнов должно прекратиться. Его мощности, по словам президента концерна Михаила Болотина, будут перенесены на чебоксарский «Промтрактор», но до конца года в Красноярске продолжится выпуск узлов и компонентов комбайнов.
Отношение красноярцев к этому событию не однозначное. Условно можно разделить людей на два лагеря: тех, кто негодует по поводу ликвидации легендарного предприятия - одного из базовых в машиностроительной отрасли, и тех, кто оправдывает это решение экономической необходимостью. Первая группа не согласна расставаться с таким брендом, как комбайны «Енисей», и предлагает принять срочные меры органам власти. Вторая группа спокойно относится к фактической смерти завода и находит в этом не только отрицательные, но и положительные стороны.
«Против»
Комбайновый завод - это часть истории нашего города. Он был основан на базе эвакуированных предприятий в начале Великой Отечественной войны. Уже в декабре 1941-го на нём начали выпускать продукцию для фронта - снаряды, мины, чуть позже миномёты. А первые комбайны сошли с конвейера в 1944 году. Назывались они «Красноярский коммунар». Через три года появилась марка машин «С-4», ещё через 13 лет «СК-3», «СК-4», «СКД-5», «СКД-6», а в 1985 году впервые был выпущен «Енисей-1200». Всего за свою историю завод изготовил более 700 тысяч комбайнов. Предприятие имеет две награды: Орден Трудового Красного Знамени, полученный в 1966 году, и Орден Отечественной войны I степени, пожалованный правительством в 1985 году.
- Я воспринимаю ликвидацию завода как личную трагедию, - заявляет председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания края Валерий Сергиенко. - В промышленности любой страны самая главная отрасль - это машиностроение. Благодаря его существованию развиваются такие сферы, как добыча ресурсов, строительство, аграрный сектор, производство и продовольствие. Ликвидация завода - завершающий акт пьесы по деиндустриализации края и Красноярска. Остался только Красмаш. Теперь встаёт вопрос: зачем нам, к примеру, политехнический институт? Куда пойдут трудоустраиваться его выпускники?
По словам депутата, у руководства реабилитировать комбайновый завод была возможность. Но менеджмент проявляет верх неэффективности. Благодаря действиям концерна сегодня в России производится не более десяти тысяч тракторов в год, тогда как в братской Белоруссии объёмы достигают более 80 тысяч, а в соседнем Китае около 500 тысяч. Если ничего не предпринимать, то скоро отечественные аграрии полностью перейдут на закуп зарубежной техники.
- Последствия ликвидации завода станут очень серьёзными, - считает Валерий Иванович. - От Урала до Владивостока не будет ни одного завода, который бы производил комбайны. Это поставит нас в зависимость от поступлений техники из европейской части страны и ближнего зарубежья. Кроме того, прекратит свою деятельность институт, занимающийся разработкой и проектированием комбайна. Пострадают и другие предприятия, деятельность которых была связана с заводом. Без работы окажется около 600 человек, трудящихся на КЗК. Это чудовищная трагедия для отечественного машиностроения и тем более для Красноярска и Красноярского края. Радоваться здесь нечему.
«За»
Основной аргумент сторонников ликвидации завода заключается в том, что на высвободившейся площадке можно будет построить новый микрорайон, комфортный для жизни. Исторический центр, набережная, близость к четвёртому мосту и железнодорожному вокзалу - перспективы развития этой территории имеют хорошее будущее. Проект застройки уже был представлен населению. Так что площадку пора освобождать.
Кроме того, ликвидация завода позволит улучшить экологическую обстановку в краевом центре. Красноярск, к сожалению, входит в десятку самых грязных городов России. Из-за ухудшающейся экологической обстановки постоянно происходит рост онкологических, сердечно-сосудистых и лёгочных заболеваний, повышается артериальное давление. Во многом этому способствуют промышленные выбросы в атмосферу.
Конечно, можно было бы просто перенести предприятие за черту города. Но был ли смысл тратить такие деньги на переезд? Дело в том, что комбайны «Енисей» не имеют популярности даже у местных фермеров. Крестьянские хозяйства предпочитают приобретать технику, которую производят в европейской части страны либо за границей. В том числе из-за низкого качества красноярских комбайнов. Например, в 2009 году около 20 процентов наших машин, которые были закуплены для оснащения сельхозпроизводителей Забайкалья, оказались бракованными и вышли из строя.
- Мы потеряли завод не потому, что он не нужен, а потому, что он утратил конкурентные преимущества, не выдержал борьбу, - заявляет председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного собрания края Анатолий Матюшенко. - Мы можем по-разному относиться к тому, что наше государство интегрировано в мировую экономику. Но если есть конкурентная среда, то в ней выживает сильнейший. Комбайновый завод не смог стать таковым. В своё время мы гордились, что у нас есть такой завод. Однако сегодня другая экономическая модель жизни. Будет востребован тот товар, который лучше других. И этот процесс только продолжится, потому что мы вступили во Всемирную торговую организацию, открыли торговые границы и начали снимать ограничения для импорта.
По словам депутата, для того чтобы отечественная продукция стала востребованной, необходимо вмешательство правительства. Например, в США президент Буш-старший лично решал вопрос по экспорту курятины в СССР. Нашим руководителям стоит перенимать этот опыт. Ведь, к сожалению, сегодня даже сырьё, утекающее за рубеж, не имеет вторичного передела.