Новости
Вакансия свободна
Джинсы и сомнительное хобби работодателю не по вкусу
Интернет-сайты переполнены объявлениями о работе. Бегущая строка на телевидении регулярно обновляется, специализированные печатные издания предлагают множество вакансий. Казалось бы, с трудоустройством проблем возникнуть не должно. Но они есть.
По данным Красстата, среднее время поиска работы соискателямив прошедшем году составило 5,9 месяца. У женщин - 6,7 месяца, у мужчин - 5,4. Для трудоустройства непосредственно к работодателю обращались 56,8 процента соискателей, 55,4 процента использовали помощь друзей, родственников и знакомых, 27,5 безработных обратилось в службу занятости населения.
На конкретных примерах мы попытались разобраться, какой источник в поиске работы более эффективен.
Людмила успешно закончила юридический факультет университета. Ещё не дописав диплом, озадачилась поиском работы. Начала рассылать резюме на вакансии, которых по её специальности в Интернете довольно много. Требования к работе у неё были совсем не притязательные - помощник юриста (адвоката), с зарплатой, «какую предложат». По словам Людмилы, на тот период она отправила больше сотни резюме на вакансии, которые нашла в Интернете на сайтах с работой. Позвонили всего из нескольких компаний, и то довольно сомнительного происхождения. Предлагали прямые продажи, консультирование клиентов в загадочных финансовых компаниях. Несколько раз приглашали и на желаемую должность. Но в итоге почему-то не взяли.
Тогда Людмила решила пойти другим путём. Заветный диплом к этому моменту был уже на руках. Она поместила своё резюме на нескольких сайтах о работе. Выписала из Яндекса список самых крупных в городе компаний, работающих по её профилю. Разослала свои данные. Для верности перезвонила. Там ей отвечали, что резюме поместят в общую базу фирмы, и в случае необходимости перезвонят. Одновременно с этим Людмила продолжала просматривать интернет-сайты и опрашивать всех знакомых и друзей.
Так в безуспешном поиске работы прошло три месяца. Отчаявшись, девушка устроилась продавцом в один из супермаркетов города. Проработала почти полгода. Ушла. Снова поиски. Всё теми же способами. Рассылка резюме. Звонки. Опрос друзей и знакомых. На этот раз параметры существенно расширились. Девушка рассматривала вакансию не только помощника юриста (адвоката), но и секретаря и офис-менеджера.
По словам Людмилы, за три месяца на собеседование по желаемой специальности её пригласили всего две компании, объявление о вакансии которых она нашла на сайтах о работе. Зарплату предлагали - шесть тысяч рублей. Секретарём звали чаще и тоже фирмы, заявившие о необходимости специалиста в Интернете. Но многих работодателей почему-то пугал предшествующий опыт продавца. И на одном из собеседований в строительной компании, куда, кстати, девушка пошла по знакомству, руководитель спросил: «А справитесь после продавца с обязанностями помощника руководителя?»
- Ответила, что справлюсь, - рассказывает Людмила. - Видимо, не убедила. Не взяли.
После безуспешных полугодовых поисков желаемого девушка вновь устроилась продавцом. Вскоре уволилась. И сейчас в поиске новой работы.
Подобным способом действовала и Екатерина. Только с несколько другим подходом. К окончанию университета девушка чётко знала, чем хочет заниматься. Она прекрасно владела английским и грезила о работе в туристической фирме. Будучи ещё студенткой пятого курса, просто рассылала резюме на имеющиеся в Интернете вакансии. Увидев, что особых результатов это не приносит, выписала список крупных туристических фирм. Отправила свои данные и приложила сопроводительное письмо, в котором написала, что согласна трудиться бесплатно до тех пор, пока работодатель не сочтёт, что она достойна заработной платы. И девушку взяли. Практически восемь месяцев Екатерина работала, что называется, на добровольных началах. Делала абсолютно всё, начиная от встречи клиентов и заканчивая мытьём кофейных кружек. Затем ей стали платить зарплату. Потом повысили в должности. Сегодня она руководит корпоративным отделом одной из туристических фирм.
- Обе ситуации мне предельно ясны, - говорит Мария Баграшева, менеджер по подбору персонала компании «Мобитель Сибирь». - С позиции профессионального опыта могу сказать, что первой девушке либо не повезло, либо на собеседованиях она допускала типичные ошибки соискателя. Например, не могла объяснить цель своего прихода именно в эту компанию или уверенно рассказать о своих лучших качествах, чтобы у работодателя не осталось никаких сомнений, что этот человек будет полезен фирме. Вторая девушка поступила более грамотно и в некотором смысле сыграла на самолюбии руководства. То есть «я настолько хочу работать именно у вас, что готова делать это бесплатно». Интересный и грамотный подход.
По словам Марии Петровны, часто претенденты на вакантное место допускают ряд ошибок, которыми отталкивают потенциального работодателя. Невнятно и неуверенно рассказывают о себе, приходят на встречу в неподобающем внешнем виде, не могут объяснить, чем их привлекла работа именно в этой компании и именно эта вакансия. Кроме того, сообщают работодателю лишнюю информацию, которая может сыграть далеко не в пользу соискателя. Например, о каких-то своих экзотических хобби и пристрастиях, типа коллекционирования пачек от сигарет или пивных бутылок, лучше умолчать.
- Что касается предыдущего опыта работы, не могу сказать однозначно, стоит ли о нём упоминать, - говорит Мария Баграшева. - Лично я на собеседовании этому значения не придаю. Мне гораздо важнее понять человека как личность и уже с этой позиции оценить его способности к той или иной деятельности.
По мнению Марии Петровны, при поиске работы нужно использовать как можно больше источников. Нет фиксированных параметров, по которым можно оценить эффективность какого-либо иного канала.
Есть свои плюсы в том, чтобы разослать резюме по компаниям. Оно может пролежать там несколько лет, а может стать актуальным уже через месяц, например, в связи с болезнью или увольнением предыдущего работника. Можно использовать и интернет-ресурсы, но тут Мария Петровна советует отдавать предпочтение платным для работодателей сайтам, так как свои объявления там размещают более солидные фирмы, которым необходимо, чтобы их информация обновлялась и выглядела презентабельно.
Кроме того, не стоит пренебрегать специализированными печатными изданиями, так как объявления в них на восемьдесят пять процентов дублируют интернет-сайты. Бегущую строку и объявления на остановках, а также городские центры занятости, по мнению Марии Петровны, тоже игнорировать не стоит, очень много интересных вакансий можно найти и там.
- Самое главное - как можно чаще ходить на собеседования, - говорит Мария Баграшева. - Отправлять резюме. Перезванивать. Показать работодателю, что его компания действительно представляет интерес для вас. И не важно, где увидели объявление. Главное - оперативно среагировать на него.