Новости
Давайте не ссориться
Наверняка каждый человек хотя бы раз за время своей работы вступал в перепалку с коллегой. В чём причина конфликтов, разобраться бывает сложно. Причин может быть масса. Служба исследований HeadHunter постаралась разобраться в вопросе и выяснить причины, по которым чаще всего на работе разгораются конфликты. Оказывается, что большинство ссор в компаниях возникают из-за неотлаженных бизнес-процессов (именно такую формулировку предложили исследователи) и неэффективной системы коммуникаций в компании - 49 процентов респондентов. 41 процент опрошенных в графе «причина конфликта» указали - «объективные причины»: расхождение мнений и взглядов на один и тот же рабочий момент. 17 процентов винят в ссорах работодателя, точнее нарушения им трудового законодательства. И только 13 процентов ответили, что конфликты на рабочем месте возникают по причине личной неприязни к коллегам. Причём более половины всех опрошенных оказываются втянутыми в конфликт не реже раза в месяц, а 16 процентов работников сталкиваются с подобными ситуациями каждый день.
По словам 32 процентов опрошенных, перепалки, разгорающиеся на рабочем месте, зачастую носят деструктивный характер и отражаются на производительности труда совсем не в лучшую сторону. Это вполне логично: кому приятно трудиться, когда душит обида за нанесённые оскорбления и необоснованные придирки. Ровно столько же опрошенных ответили, что работе мешают не только их личные конфликты, но и ссоры, в которых они не участвуют. Тяжёлый психологический климат сбивает с рабочего настроения, заставляет нервничать, отвлекает от рабочих мыслей.
Стоит отметить, что далеко не все конфликты приносят вред: по мнению 32 процентов опрошенных, иногда ссоры разрешаются новыми идеями и выбором лучшего решения, поэтому носят скорее конструктивный характер.
Примечательно, но к физической силе при выяснении отношений на рабочем месте готовы прибегнуть 17 процентов респондентов. Большинство опрошенных сотрудников ответили, что предпочитают разрешить конфликт самостоятельно, без посторонней помощи.
- Практически любой конфликтной ситуации можно избежать, - считает Антонина Фаткулан, практикующий психолог, частный консультант. - Для начала не стоит, как говорится, лезть на рожон. Если кто-то высказывает вам претензии, лучше всего внимательно выслушать собеседника. Во-первых, возможно, его замечания обоснованные, а во-вторых, вы изначально покажете своё неуважение, перебив человека, чем можете его ещё больше обидеть и разозлить. Если замечания действительно обоснованные, нужно попытаться исправить ситуацию и извиниться. Если же к вам просто придираются, спокойным тоном попытайтесь объяснить коллеге, почему вы не согласны с его позицией.
- Что касается расхождения в рабочих моментах, они неизбежны, - говорит Антонина Фаткулан. - Рабочий процесс - постоянное движение и развитие, и одного-единственного мнения тут практически не может быть. Стоит уважительно относиться к решениям коллег и также осторожно, но аргументированно высказывать свою позицию.
По словам Антонины Сергеевны, личная неприязнь - самая негативная сторона во взаимоотношениях коллег. Психолог советует не забывать, зачем вы приходите на работу. Нужно не оценивать коллег или состязаться в том, кто хуже, а кто лучше, а прежде всего делать свою работу. Стоит посмотреть на нелюбимого коллегу другим взглядом. Возможно, он хороший специалист или очень душевный, компанейский человек. Ведь в каждом из нас есть что-то хорошее, просто нужно научиться это видеть.