Новости
Евгений Ремизов: «Армия - лицо государства, и незачем на зеркало пенять»
Он мог не служить в вооружённых силах, его мама - инвалид первой группы. Но 30 лет назад он всё-таки принял присягу и ни разу не пожалел об этом. Бегство от армии считает предательством, а подорванный имидж службы - не чем иным, как вражьими происками. Накануне Дня защитника Отечества о тонкостях армейской жизни и многом другом мы беседуем с врио военного комиссара Красноярского края, ветераном афганской войны, подполковником Евгением РЕМИЗОВЫМ.
- Евгений Владимирович, вопрос на злобу дня. «Защитник Отечества» - не атавизм ли это?
- Как бы банально это ни звучало, но на сегодняшний день такое понятие, как «защитник Отечества» - отнюдь не пережиток прошлого, оно актуально. Любое государство перестаёт быть государством, когда оно не может защищаться. На территории России сосредоточено бессчётное множество природных богатств. И некоторые наши «доброжелатели» спят и видят, чтобы завладеть ими. Они задаются вопросом: почему всё это принадлежит только России? Вспомним про «золотой миллиард». Это население развитых стран с высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Кто обеспечивает их всем?.. Сегодня многие мечтают использовать нас как рабов. Поэтому вопрос о защитниках Отечества стоит достаточно остро.
- Тем не менее для современников этот статус не является синонимом славы, как это было в советские времена, когда считалось, что настоящий мужик непременно должен отслужить в армии.
- Мировоззрение страны было другим. Помню, в 1980-е все ребята охотно шли в вооружённые силы, порой и вузы ради этого бросали. Даже девчонки к парням, которые по тем или иным причинам не служили, относились с опаской. Сейчас у нас и страна, и убеждения другие. Хотя то, как народ относится к вооружённым силам - вопрос государственной политики. Армия - это ведь лицо государства. И незачем на зеркало пенять, если лицо кривое.
- Когда престиж армии начал падать и стали укрываться от службы? Что стало переломным моментом?
- Вооружённые силы во все времена были не колосс на глиняных ногах, а по-настоящему устрашающая сила государства. Кроме того, каждый правитель всегда боялся, что не народ, так армия может его свергнуть. И уже во времена правления Михаила Горбачёва началась обратная тенденция. Ранее все руководители государства прошли через горнило Великой Отечественной войны, и они знали, что такое вооружённые силы Союза. Советская армия была сильная, все её любили, это была армия-победительница. Высокопоставленные чины действительно боялись вооруженных сил, поскольку понимали, что любой танк раздавит бронированный автомобиль.
Потом СССР не стало, пал железный занавес, мы стали равняться на Запад. Что в итоге? Наша золотая молодёжь - юноши от 18 до 27 лет, которые должны призываться, - не то, что к службе в армии не готовы, они к жизни самостоятельной не готовы. По сути, стало некого бояться.
- Уже пятый год пошёл, как сократился срок службы. Как это повлияло на призыв?
- Требования к вооружённым силам возросли, как-никак XXI век за окном. Высокие технологии пришли в армию, и вчерашний школьник здесь нередко теряется. Потому очень радует, что всё чаще ряды армии пополняют студенты и выпускники вузов. Сейчас не нужно такое количество неквалифицированной силы, подобно тому, как когда-то в пехоту брали пушечное мясо. Нужны настоящие специалисты, и, к счастью, они у нас появляются. У солдат, прошедших службу, есть определённый статус и льготы. Не стоит забывать и про 604-й президентский указ от 7 мая 2012 года, в котором прописано, что молодой человек, не служивший в рядах вооружённых сил, не может занимать государственные посты. Это не голословно: на наше имя уже делаются запросы. Мы, в свою очередь, смотрим каждого пофамильно - проходил службу или не служил по тем или иным причинам, и, соответственно, может ли работать или нет. Сокращение срока службы, конечно, тоже делает своё дело. Призывники рассуждают: служить не так уж и долго, зато вернусь и буду строить свою жизнь по своему усмотрению, и мне не придётся бегать и скрываться.
Высокопоставленные чины боялись вооруженных сил, поскольку понимали, что любой танк раздавит бронированный автомобиль.
- Можно ли чему-то научиться за один год? Не получается ли так, что это время проходит быстро и потому впустую?
- Если выйти на улицу и провести блиц-опрос среди демобилизованных, 70 процентов скажут, что служба в вооружённых силах принесла им большую пользу. Эта цифра не завышенная, мы проводим подобные исследования. Большинство наших солдат по итогу признают, что армия всё-таки нужна. А какие отзывы матерей мы получаем!
Многие почему-то полагают, что если парень отслужил, то должен, как минимум, уметь ломать кирпичи, стрелять белке в глаз и метать нож на 150 шагов. Такого нет, но там идёт закаливание, общение, становление характера. Помните пионерские лагеря, где все были равны и не хвастались друг перед другом своими мобильными телефонами, компьютерами? Ребята просто общались друг с другом. А сегодня мы ушли в социальные сети, где на кого ни глянь - все сплошь аленделоны, в реальности ни на что не способные.
Помню, один молодой человек написал письмо президенту, в котором сообщил, что он окончил вуз, у него девушка-красавица, хорошая работа, и тут вдруг приходит повестка. У главы государства он попросил дать указание военному комиссариату края, чтобы его не призывали, дабы он не терял время. Такому человеку что-либо объяснять бесполезно.
Простые человеческие чувства у нас постепенно уходят на второй план, а на первом - только материальное благосостояние. Многие спрашивают: зачем я пойду в армию, что мне дало государство? Откуда эти вопросы, я знаю. Вот сын помощника президента служит в морской пехоте, но это единичный пример. Что греха таить, дети больших руководителей все в кембриджах учатся. Это нам ехать некуда, здесь наши деды похоронены, а есть категория граждан, которые здесь находятся вахтовым методом, их задача проста: заработать денег и уехать за границу. И многие так рассуждают. Отсюда и мнения о бесполезности армии, а значит, и государства.
- Ваше личное отношение к «отмазанным»?
- Реально - предатели. Мы часто собираем молодёжь, беседуем с ней. Некоторые странно рассуждают: мол, если что-то случится, я пойду служить. Но если сейчас ничего не случилось и ты ищешь варианты, чтобы отмазаться, где гарантия, что когда что-то случится, ты не сбежишь?
Многие полагают, что если парень отслужил, то должен уметь ломать кирпичи, стрелять белке в глаз и метать нож на 150 шагов.
- Много реформ в армии связано именно с совершенствованием условий службы. Как бы Вы оценили последние преобразования?
- Чтобы понять, действенна ли реформа, нужно определённое количество времени. Как при болезни - нельзя выпить таблетку и тут же выздороветь, должно пройти время, чтобы организм восстановил свои функции и начал плодотворно работать. Да, многое меняется. Взять хотя бы пресловутые портянки, которые предлагают отменить. С берцами они несовместимы, но в тот период, когда вооружённые силы ходили в сапогах, портянки были незаменимы. В носках и сапогах ты не пробежишь марш-бросок, потому что ноги сотрутся до красных пузырей, а правильно намотанные портянки сохранят стопу.
В армии появляются душевые кабины - это хорошо, это гигиена. Изменилось питание, улучшился рацион солдат - тоже хорошо. Из очевидных минусов отмечу введение в армии аутсорсинговых компаний. Реформаторы полагали, что, дескать, солдаты должны заниматься боевой подготовкой, а уборка и готовка не для них. Хорошо так рассуждать, но, к примеру, поехала артиллерийская бригада на учения, а гражданские повара говорят, что не поедут жить в палатках. Что делать? Хорошо, когда танки ремонтируют частные компании в мирное время, а загони-ка частника на поле боя, чтобы он его под ураганным огнём противника в порядок приводил.
- Есть ли, на Ваш взгляд, те, кому не стоит служить, за исключением тех, у кого есть проблемы со здоровьем?
- Так рассуждать неправильно. Не стоит служить только тем, у кого есть для этого веские основания. Всё. Нам нужно повышать престиж армии, воспитывать молодёжь. Вот Израиль - маленькое государство с непрекращающимися войнами, а служат там все, даже женщины.
- Думаете, к российской действительности это применимо?
- Вполне. У нас тоже есть подразделения, где служат женщины. И они выполняют обязанности не медработника, а бойца. Сегодня девчонки хотят быть на передовой, бегать с автоматом. Это нормально.
- У Вас есть дочь. Отпустили бы её в армию?
- Моя дочь сейчас учится на третьем курсе в СФУ, на специальности архитектура и дизайн. Если вдруг гены проявятся, и она захочет в армию, противиться этому не буду, на службе тоже стремятся к прекрасному. Но это будет только её выбор.
- Как красноярские призывники выглядят на общем армейском фоне?
- Могу сказать однозначно: подготовка у нас на уровне. Вот уже семь лет наши ребята призываются в президентский полк, а ведь этого удостоены немногие субъекты Российской Федерации. К заступлению на пост номер один готовят шесть месяцев, а красноярцы выходят через четыре. Сегодня нам есть чем и кем гордиться. И, наконец, хочу успокоить всех - сегодня армия уже не та, что раньше, с каждым призывником мы работаем индивидуально, под одну гребёнку их не чешем.