Новости
На бывшей взлётной полосе красноярского аэропорта открыля музей авиации
Музей - не камера хранения. Он - живой
…В полуоткрытую дверь кабинета врываются дети: «А музей открыт?». Конечно, открыт. Для кого же, как не для учеников, он создавался в средней красноярской школе № 149? Здесь масса всего интересного. Самое же главное, пожалуй, вот что: совсем недавно в отдельном помещении специалисты аэропорта «Емельяново» смонтировали настоящую кабину самолёта ИЛ-62. Несложно представить, с каким удовольствием ребятишки оккупируют кресла пилотов, держатся за штурвал. Одним словом, «летают».
Музей авиации в школе был создан десять лет назад. Почему именно здесь? Во-первых, само учебное заведение расположено на бывшей взлётной полосе (ведь только в 80-х годах аэропорт был перенесён из черты города). Во-вторых, родители многих учеников этой школы, их дедушки и бабушки имеют отношение к авиации, так уж исторически сложилось.
В музее было собрано довольно большое количество материалов, работа проводилась немалая. Однако всё развивается по спирали, и интерес и ребят, и педагогов на какое-то время утих. Но потом сложились тесные отношения с аэропортом «Емельяново», появилась та самая кабина и вместе с нею - новый импульс. Можно даже сказать - ажиотаж. Что вполне объяснимо.
Школьников, особенно мальчишек, понять несложно. Однако не только редкая возможность подержаться за штурвал привлекает ребят, ведь экспонаты музея обычной средней школы действительно уникальны.
Основа экспозиции - дело рук лётчика, подполковника морской авиации в отставке Вячеслава Филиппова, который не один год занимался, например, историей секретной авиаперегоночной трассы «Аляска - Сибирь», написал об этом книгу (один экземпляр с дарственной надписью автора хранится в музее). Знаменитой теперь трассе отведена целая стена в просторном кабинете.
На другой стене материалы о заре авиации на территории нашего края. Далеко не все знают, что первым в красноярском небе в далёком-далёком 1925 году, 4 июня, появился юнкерс «Сибревком». Этот рейс преследовал, скажем так, агитационные цели: устроители занимались сбором пожертвований на воздушный флот. Самолёт тогда преодолел 17 тысяч вёрст над районами Сибири и за время полёта собрал средств больше, чем всё Ново-Николаевское отделение авиахима (нынешнего Новосибирска) за три года работы.
В том же году в наш город в разобранном виде привезли по железной дороге ещё один самолёт. Сборкой его руководил опытный механик Потылицын. Сотрудники музея провели кропотливую работу, пересняли страницы старейшей красноярской газеты, и теперь школьники могут увидеть те самые первые самолёты и портреты героев дня (естественно, графические их изображения, поскольку тогда фотографии в периодике были большой редкостью).
…Легендарные 30-е годы. Легендарные фамилии: Липп, Побежимов, Молоков, Водопьянов, Чухновский, Орлов, Головин, Спирин, Ристланд... Потом - война. И в музее - свидетельства той поры: секретная карта, красноармейская книжка, солдатский кисет. Почтовая карточка с трогательным обращением: «Здравствуй, любимая моя дочурка!» и с чётким штемпелем «Просмотрено цензурой». Популярная, надо полагать, открытка с Гитлером в виде цепного пса: «Тяжко ранен на Востоке главный цербер подлой своры! Чует он конец свой скорый - позаботимся о сроке!».
Наши дни. Техники из «Емельяново» подарили музею кислородные маски для всех типов самолётов, надувной трап, иллюминаторы, спасательный жилет, даже банку с консервированной... питьевой водой. И два «чёрных ящика» (один из них оказался по цвету оранжевым). Где ещё можно такое увидеть?
Интересно, что именно здесь, в школе, частенько встречаются соратники по цеху. Услышал лётчик в отставке про музей, пришёл и обнаружил коллегу, которого не видел по каким-то причинам много лет. Больше того: люди находят в экспозиции информацию о своих родственниках (удалось собрать 300 с лишним биографий красноярских авиаторов). То есть музей выполняет ещё и такую благородную функцию.
…Вчера здесь было не протолкнуться. Технический представитель одной из авиационных фирм Александр Андриянов, фанатик моделирования самолётов, рассказывал о своём увлечении. Руководитель музея Светлана Соколова предложила ученикам познакомиться с интересным человеком - классы выстроились в очередь. Пришлось Александру провести в школе почти целый учебный день. Не пожалел никто. Ведь музей - не камера хранения, он может и должен быть живым.