Новости
Красноярцы о единых учебниках: «Любой политический режим прикладывает свою руку к фальсификации истории»
Разработать новые единые учебники истории для средней школы предложил президент России Владимир Путин. Он уже выдвинул обязательные требования к будущим пособиям: учебники необходимо написать на хорошем русском языке, без двойных толкований и противоречий. Созданием новых учебных материалов должны заняться не только сотрудники Министерства образования и специалисты Российской академии наук. Кроме них, считает Путин, следует привлечь историческое и военно-историческое общества - старейшие российские объединения.
Переписать учебники по истории - идея не новаторская. Впрочем, в претензиях к качеству преподавания этого предмета в школах много рационального. Сами учителя порой неприятно удивляются навязываемым «авторским» подходам. На сторону недовольных педагогов может встать любой человек, сравнивший пару нынешних учебников, скажем, c советским пособием, по которому учился сам.
- Как историк по образованию, я полностью поддерживаю инициативу президента, - говорит Михаил Яшин, ветеран боевых действий в Афганистане, кавалер ордена Красной Звезды. - В нашей стране сложилось так, что любой политический режим, так или иначе, прикладывает свою руку к фальсификации истории. Началось это со времён Екатерины II, которая пришла к власти нелегитимно, убив собственного мужа. Ей нужно было оправдать своё появление на престоле и нанятые ею же немецкие историки переписывали летописи в монастырях. И подобной фальсификацией занимался практически каждый руководитель страны.
Цитата:
Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать её красоте и не давать ей быть слишком безобразной.
Жюль Франсуа Эли Леметр, французский критик
Сегодня многие учёные утверждают, что историю России неоднократно переписывали в угоду царских династий Рюриковичей, Романовых. Порабощение славянского населения викингами было ими представлено как благородный процесс; дальновидные славяне пригласили на Русь Рюриковичей, чтобы они правили, и согласились добровольно стать крепостными, по сути рабами.
- Нам действительно нужны новые учебники, в которых будет прослеживаться единый подход к историческим событиям, - продолжает Михаил Евгеньевич. - Ведь чтобы нам понимать, куда мы идём, надо знать, откуда мы вышли. Нужна неполитизированная история. В школах необходимо давать информацию, которая бы формировала в детях чувство патриотизма, приводила к пониманию единой национальной идеи.
Священнослужитель Пётр Боев также уверен: в учебниках по истории идеологии быть не должно. Впрочем, учебник, по его мнению, это всего лишь «каркас», основную информацию на уроке даёт всё-таки учитель.
- Роль школьного учебника по истории как средства обучения предмету не столь велика, - говорит отец Пётр. - В нём содержится, наверное, одна десятая от тех знаний, которые даются на занятии. Современные учителя переходят на лекционно-семинарские занятия, привлекая многочисленные дополнительные источники. И это правильно. В учебниках должны даваться лишь факты, а палитру мнений лучше изучить совместно с учителем на уроке, в формате дебатов, например. Информационное пространство, в котором живут сегодняшние школьники, настолько велико, что факты, умалчивай или подтасовывай их, всё равно станут известны.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. Астафьева Ирина Молодцова неоднозначно отнеслась к инициативе президента.
- В методике преподавания истории как предмета учителя придерживаются принципа плюрализма и вариативности, - говорит Ирина Владимировна. - И если учебники будут едиными, принцип этот нарушится. С другой стороны, все школьные пособия, которые представлены сегодня, помечены грифами - «допущено», «рекомендовано». Возникает вопрос к результатам данной экспертизы - кто и как её проводит? Может, лучше более тщательно следить именно за этим? Пристально просматривать содержание каждого учебника, не допускать фальсификации, идейной пропаганды и так далее.
Эксперт уверена - у педагогов должен быть выбор и среди учебных пособий тоже. Конкретный учитель выберет оптимальный учебник для конкретного класса. В конце концов, гражданская идентичность, которая закладывается в школе, не предполагает единообразия.
Пока идея остаётся идеей. О сроках создания новых учебников ничего не говорится. Но некоторые вопросы относительно их появления уже обозначаются. Учителя терзаются сомнениями, что книги будут написаны по-настоящему талантливыми авторами, ученики интересуются, по какой программе станут составлять вопросы к ЕГЭ, а родители школьников переживают - не придётся ли им за свой счёт покупать дополнительные пособия.