Новости
Психолог Татьяна Иконникова: «И радоваться, и плакать будем вместе»
Уже в первом классе Татьяна Иконникова твёрдо решила связать свою жизнь с педагогикой. В школе девушка училась отлично и очень любила читать. И вот однажды зайдя в сельскую библиотеку в поисках нужного литературного томика, Татьяна случайно наткнулась на книгу по подростковой психологии. Прочла её и поняла, что посвятит свою жизнь именно этой науке.
После окончания педагогического университета у Татьяны даже мысли не возникло пойти работать куда-то в другое место, кроме как в школу. И вот уже четвёртый год Татьяна Григорьевна трудится в школе № 19. В этом году она удостоена звания «Учитель года города Красноярска - 2013» в номинации «Узкий специалист». Сама Татьяна по этому поводу только скромно улыбается и принимает поздравления.
- Самой большой победой на этом конкурсе для меня была победа над собой, - говорит Татьяна Григорьевна.
- Какие проекты вы представили на суд конкурсного жюри?
- Идей на самом деле было много. У меня большое количество авторских разработок. Одна из них - это психологическая поддержка молодых специалистов в школе. На конкурсе мне задавали вопрос: «Как же вы можете оказать психологическую помощь молодому специалисту, когда сами относитесь к этой категории?» Как раз таки очень просто. Я сама молодой специалист, и мне гораздо легче понять, как новичок-преподаватель переживает процесс адаптации в школе. Где-то на собственном опыте, где-то с помощью психологических тренингов и обсуждений мы решаем проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог. Например, возникает проблема поколений, то есть опытных, взрослых педагогов и ещё совсем юных выпускников вуза. Мы проводим тренинги, дискуссии, круглые столы. Я всегда активно приглашаю коллег поучаствовать в них, делаю рассылку по электронной почте, отправляю смс приглашения. Тема нашего ближайшего тренинга «Успешный педагог - кто он?» Надо сказать, я работаю не только с молодыми специалистами, но и с вновь прибывшими педагогами. Бывает, что человек вообще не работал в школе, а возраст у него под молодого специалиста не подходит. Приглашаю его с целью более эффективной адаптации в школьном коллективе. Он приходит и остаётся в дальнейшем с нами.
- Вам, как молодому специалисту, было тяжело адаптироваться в новом коллективе и условиях?
- Вообще, тяжеловато. И было бы здорово, если бы на тот момент рядом со мной оказался человек, способный оказать мне психологическую поддержку. У нас была девушка-куратор, очень талантливый и хороший педагог. Но я считаю, когда помощь оказывает человек именно с психологическим образованием, это нечто другое. Поэтому думаю, что молодым специалистам, которые работают с моей психологической программой поддержки, повезло.
- А какие психологические программы вы разрабатываете для школьников?
- Проектов для детей у меня тоже достаточно много. Например, с учениками первых-вторых классов мы очень часто играем. Занимаемся игротерапией. С помощью игрушек и переодеваний вместе преодолеваем какие-то трудности, возникающие у ребёнка. Иногда малышу проще доверить свои переживания вымышленному персонажу, чем реальному человеку.
Кроме того, с начальной школой мы работаем по авторским программам «Введение в школьную жизнь» и «Психология общения». Одна из инновационных идей моей деятельности - бережное психологическое сопровождение личности, то есть некое наставничество. Я работаю не с позиции учитель - ученик, а с позиции тьюторства. Разговариваю с ребятами на равных, вплоть до того, что перевожу общение на ты. Но не забываю при этом о статусе каждого из нас. При таком доверительном отношении легче решается проблема. Вообще я не люблю слово «проблема», предпочитаю говорить «сложность» или «затруднение».
- И охотно идут ребята за помощью? Доверяют?
- Раньше был очень распространён стереотип «зачем я пойду к психологу, я что - больной?». Сейчас ситуация изменилась. Люди стали психологически грамотными. И в глазах родителей видишь понимание, и школьники идут на консультацию уже осознанно. И вообще, если опираться на западные веяния, то сегодня прийти к психологу - это модно.
Я даже в социальных сетях зарегистрировалась специально для школьников. Бывает, далеко уже в не рабочее время переписываемся с ребятами относительно их личностных затруднений. Кому-то пообщаться заочно проще, чем обратиться лично.
- И с чем дети чаще всего обращаются?
- С разными запросами. Это и межличностные конфликты, и внутриличностное непонимание, и проблема взаимодействия со сверстниками и родителями. Ситуации бывали разные. Я стараюсь не мыслить категориями «чёрный» или «белый». Если человек пришёл - это уже серьёзно. Для меня каждая история - целая судьба человека. Иногда приходишь домой и не успеваешь отключиться, начинаешь тут же штудировать литературу, чтобы как можно быстрее и качественнее помочь человеку.
- С какой возрастной категорией тяжелее всего работать, с подростками или малышами?
- Это всё субъективно. Я не могу выделить категорию. Бывают случаи, когда сложно с начальными классами. Малыши не всегда могут взаимодействовать напрямую. Тут как раз и работает игротерапия. В ход идут вымышленные образы, игрушки, переодевания и так далее. Иногда и с подростками тяжело. К каждому клиенту нужен индивидуальный подход. На конкурсе нам задали вопрос: «Как вы думаете, психолог современной школе нужен?» Я ответила, что без него невозможно. Сейчас такой огромный поток информации, который довольно легко может создать стресс-фактор, погубить личность, и без грамотного психологического сопровождения не обойтись.
- Какие планы у вас на будущее? Хотите всю жизнь посвятить педагогике и психологии?
- Пока я чувствую свою ценность именно в этой области, буду в ней расти и развиваться. И это актуально для любой профессии. Хочу быть психологически здоровым человеком и считаю, что пока работа приносит мне удовольствие, я буду здесь работать. Однажды меня попросили назвать три показателя эффективности моей деятельности. Наверное, другой бы специалист сказал - уменьшение обращений. Я ответила наоборот - увеличение клиентов. Ведь психологическое просвещение - это не только помощь в решении чьих-то сложностей, но и разделение радости, чьих-то побед. Бывает, что дети прибегают в кабинет психолога и делятся своим счастьем не в формате консультации (как им кажется), а просто для того, чтобы кто-то порадовался вместе с ними их победам с обстоятельствами или даже собой. И это тоже показатель эффективности работы и психологическая поддержка. Стараюсь быть рядом, чтобы оказать поддержку, помочь найти выход из трудной ситуации, увидеть её через призму своего жизненного предназначения.
Считаю, что мне очень повезло и с работой, и со школой, и с жизнью вообще. А когда человек счастлив, ему очень хочется, чтобы все вокруг тоже были счастливыми.