Новости

Жерар Депардье может пострадать от нового российского налога на роскошь?

Жерар Депардье может пострадать от нового российского налога на роскошь?

Эта неуловимая роскошь

Минфин РФ вновь начал работу над законом о налоге на роскошь, в частности на машины класса «люкс» Причём разработка ведётся практически с нуля, так как предыдущие проекты были «зарублены» экспертным сообществом. Причина в том, что авторы никак не могут сформулировать удовлетворительный признак роскошного авто. Сначала таковым должна была стать мощность двигателя - свыше 410 лошадиных сил. Но выяснилось, что в стране всего около 20 000 таких машин, а значит, ценность законопроекта, как с фискальной, так и с политической точки зрения, близка к нулю.

Сегодня декларируется новый подход - привязать налог не к «лошадям», а к рыночной стоимости автомобиля. Однако многие считают, что законы о налоге на роскошь - отнюдь не первоочередная задача совершенствования фискальной системы.

- Понятие «роскошь» сегодня является предельно условным, - говорит председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Гражданской ассамблеи Красноярского края Юрий Муравьёв, - Можно ли считать владельца двухкомнатной хрущёвки в центре Красноярска миллионером? Формально да. Но для жителя, скажем, Козульки такая квартира может быть предметом роскоши, а для жителя Центрального района Красноярска - нет. Поэтому, на мой взгляд, необходимо дифференцированное налогообложение с учётом уровня жизни различных слоёв населения. К примеру, если работяга своим трудом накопил денег и купил автомобиль не за 600 рублей, а за миллион, то относить эту машину к предмету роскоши нет никакого смысла.

В период экономических преобразований необходимо было приучить людей не рассчитывать на помощь государства и научиться зарабатывать самим. Теперь заявление тем, кто научился опираться лишь на собственные силы: «Ребята, вы заработали, пора вас обложить дополнительным налогом», - можно сравнить лишь с продразвёрсткой.

- На мой взгляд, прежде чем сопоставлять преимущества различных видов налогообложения плоской (когда все платят один процент налога) и прогрессивной (когда процент отчислений зависит от размера дохода), нужно признать очевидный факт: наше сегодняшнее налогообложение не является плоским, - считает депутат городского Совета Пётр Константинов. - На самом деле налоговая нагрузка на самые обеспеченные слои населения ниже, чем на тех, кто зарабатывает меньше. Например, страховые взносы не взимаются с зарплаты, превышающей 415 000 рублей. Таким образом, в действительности мы имеем регрессивную налоговую шкалу. Поэтому, прежде всего, нужна нормальная налоговая система, равномерно распределяющая фискальную нагрузку.

Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев считает само обсуждение законов о роскоши избыточным.

- Если выстроить сегодня иерархию проблем и вопросов, которые стоят перед страной, то законы о налоге на роскошь - из пятого десятка, а может быть и не первой сотни, - полагает он. - Есть более важные темы. И когда мы будоражим общественное сознание обсуждением налогов на роскошь - мы отбираем сами у себя время, которое могли бы использовать на решение первоочередных задач. Дискуссия о том, что является предметом роскоши: мелкий бисер или крупные свиньи - может длиться бесконечно. Попытка собрать фискальными методами любые деньги, чтобы пополнить федеральный или местный бюджет, - это, конечно, здорово, но мне кажется, что если бы экономика функционировала более эффективно, у нас не было бы проблем с поиском таких экзотических источников.

Угол зрения

Сначала надо выйти из тени

Егор ВАСИЛЬЕВ, заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Красноярского краяЕгор ВАСИЛЬЕВ, заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Красноярского края:

- Я бы не смешивал прогрессивное налогообложение и налоги на роскошь - это два абсолютно разных вопроса. Прогрессивная шкала налогов даст некоторый дополнительный доход в бюджет и, скорее всего, будет более справедливой. Однако надо понимать, что наша страна в своё время пошла по пути легализации доходов, и, к сожалению, мы не прошли до конца этот путь. Поэтому у нас базовая фиксированная ставка налогообложения, по сравнению с большинством рыночных стран, невелика. Это было в первую очередь мотивом, чтобы выводить любые доходы из тени. Подчеркиваю, любые, а не только большие. Я до сих пор считаю, что если бы часть бизнеса перестала скрывать свои доходы, то даже по тем ставкам, которые есть сегодня, мы получили бы гораздо больше. Однако я надеюсь, что мы эту проблему решим, и тогда прогрессивная шкала станет не только возможной, но и целесообразной. Большинство европейских стран к ней в конечном итоге и пришло.

Что касается законов о налоге на роскошь. Это очень хорошее начинание, которое мы, я уверен, доведём до конца. Там существует проблема, которая и привела к столь долгому обсуждению законопроектов. Вопрос заключается в том, что мы, живя в рыночной экономике, не можем ещё досконально прописать качественные и количественные характеристики тех товаров, которые можно отнести к предметам роскоши. Как только мы начинаем это делать, мы натыкаемся на труднопреодолимые барьеры. Количественные характеристики, такие как мощность двигателя автомобиля или площадь квартиры, могут не соотноситься с качественными. Грубо говоря, одно и то же количество лошадиных сил может быть и у очень старого и не слишком надёжного автомобиля, который никак не может быть предметом роскоши, и у абсолютно новой машины. Первое, что приходит в голову всем - привязать налог к стоимости. Но рыночная экономика устроена так, что сделки между людьми, как правило, не регламентируются. Все мы знаем, что при покупке автомобиля часть наших граждан пишет не ту стоимость, за которую приобретает машину, именно в целях «оптимизации» налогообложения. Поэтому сегодня ищется вариант объективной оценки предметов роскоши. Есть вариант независимой оценки. Но мы понимаем, что если ввести необходимость оценки всех предметов, которые попадают в эту категорию, то это будет слишком затратным для населения. Например, если мы будем должны в обязательном порядке регистрировать и оценивать сделки, то под это попадут не только ювелирные изделия, но и вся бижутерия, которую массово покупают женщины. Однако я уверен, что, несмотря на все сложности, наши федеральные коллеги найдут приемлемое для всех решение вопроса.



НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА