Новости
Героический рейс
Как караван во льдах пробивался
Девяностые годы прошлого столетия в истории России можно назвать смутным временем. Наглость и обман, подкуп на разных уровнях власти, откаты - в таких условиях жила Россия в это время. Это период передела собственности, в некоторых случаях ее захвата. При этом многие жители были брошены на произвол судьбы.
Жизнь населения северных территорий на сто процентов зависела от Северного завоза - так со времен установления Советской власти называют снабжение топливом, товарами первой необходимости населенных пунктов за Полярным кругом. Выполнять эту задачу в 90-е годы было крайне сложно из-за неразберихи в государстве. Решали проблему порой благодаря героизму людей. Пример тому - ситуация, сложившаяся в 1999 году уже после окончания навигации на Енисее. Тогда встал остро вопрос завоза на Хатангу топлива. Погрузив 20 тысяч тонн дизельного топлива, финский ледокольный танкер «Рунгале» во второй половине октября вышел из Архангельска курсом на Восток, где на полпути к Диксону его взял под ледокольную проводку атомный ледокол «Арктика». Примерно в это же время в Диксон направлен ледокол «Авраамий Завенягин». Ожидали и подхода атомных ледоколов «Арктика» и «Таймыр». Также в Дудинку прибыл наспех экипированный в Подтёсово ледокол «Капитан Мецайк». Его экипировка ледокола в Подтёсово предусматривала работу его в Дудинском порту, не более. Ни теплой меховой одежды, ни водолазного шерстяного белья, ни рукавиц, ни средств от обморожения - ничего этого на ледоколе не было.
23 октября «Капитан Мецайк» приступил к работам в порту. К этому времени Енисей стал, а в администрации Северного морского пути еще не приняли решение о составе каравана для марш-броска через пролив Вилькицкого для распаузки (разгрузки) танкера «Рунгале». Опыт предыдущего года, когда в проводке во льду речных танкеров участвовал только ледокол «Авраамий Завенягин», не давал полной уверенности в успешности операции. А вдруг застрянет во льду, тем более, ледовая операция проводится на две недели позже прошлогодней.
Поэтому шла упорная разработка плана использования ледокола «Капитан Мецайк» на том участке. 29 октября решение об использовании ледокола в операции было принято. Только не сделано ничего по экипировке его экипаж для плавания в зимних условиях по Севморпути, не считая того, что перед самым отходом из Дудинки по настоянию капитана Владимира Петровича Кулаги заменены верхонки на утепленные рукавицы и дополнительно получена смазка.
Ледокол «Капитан Мецайк» не без проблем дошел до Диксона, где экипаж начал подготовку для плавания по Северному морскому пути: очищали ото льда корпус, проводили учебные тревоги, готовили запасные браги (трос большого диаметра, закрепленный вокруг корпуса ледокола, сведенные концы которого закреплялись на большую скобу в носу судна).
На Хатангу из Диксона отправились 5 ноября в таком составе: впереди атомный ледокол «Таймыр», за ним в кильватер ледокол «Авраамий Завенягин», следом - ледокол «Капитан Мецайк». Ледовая обстановка постепенно ухудшалась. 7 ноября встретились сильные торосы. Несколько раз приходилось переформировывать составы, в один из маневров у ледоколов «Таймыр» и «Капитан Мецайк» оборвало брагу, кроме того, обломило часть абвайзерной коробки ледокола «Капитан Мецайк». Пока ставили запасную полубрагу, стало понятно: оба ледокола вырваться из ледового плена самостоятельно не могут. Ледокол «Арктика» отнесло дрейфом льдов за это время на 5-6 миль, но он начал пробиваться к «Таймыру». К 20 часам наконец-то «Арктика» вывела счаленные ледоколы «Таймыр» и «Капитан Мецайк» из района сильного торошения льда. О тяжелой обстановке, в которую попал караван, капитан В.П.Кулага сообщил в Енисейское речное пароходство, руководство которого поставило вопрос в штабе морских операций и министерство транспорта о необходимости приостановки операции по форсированию прохода через пролив Вилькицкого.
Чем дальше пробивался караван, тем яростнее сопротивлялось море, нагромождая на виду у экипажей горы торосов, усиливая дрейф их на запад. 8 ноября в 12 часов на капитанский мостик поступила из машины тревожная информация: выгибается левый борт ниже ватерлинии, появились первые трещины в борту, хлынула вода со льдом. Объявили водяную тревогу. Попытки аварийной партии клиньями, паклей, пластырями уменьшить поступление воды ощутимых результатов не принесло. Вода начала поступать в отсек главных и вспомогательных двигателей. Четвертый отсек затопило, и было принято решение его загерметизировать. Запустили погружные насосы.
В это время ледокол «Таймыр», который с большим трудом приблизился к корме «Капитана Мецайка», передал краном ещё один погружной насос и запасные шланги.
Экипажу ледокола «Капитан Мецайк» предложили эвакуироваться до выхода из района сжатия, оставив на борту судна лишь несколько человек для обеспечения работы механизмов в машинном отделении, для связи мостика и машинного отделения, капитан в ходовой рубке. Большинство членов экипажа были эвакуированы на «Таймыр», но всего на несколько часов, а ледокол «Арктика» в это время неподалеку крушил торосы, ледяные поля, делая разрежение на пути дрейфа каравана.
К ночи 8 ноября члены экипажа стали возвращаться на борт своего судна, который на коротком буксире за ледоколом «Таймыр» начали движение на запад. Но на следующий день днем весь караван остановился во льдах. Возобновилось движение вечером. Так, преодолевая ледовые преграды, 12 ноября дошли до Диксона. Уже на месте экипаж «Капитана Мецайк» продолжал бороться за живучесть судна. Работали с небольшими перерывами на прием пищи и сна, не снимая промокшей и промасленной обуви и одежды.
16 ноября речные ледоколы вышли из бухты Диксон, где их ожидал ледокол «Капитан Драницын», атомные ледоколы «Арктика» и «Таймыр». Преодолев несколько перемычек перед устьем Енисея с обрывом и заменой буксирных тросов и браг, караван 18 ноября достиг порта Дудинка, где аварийный ледокол «Капитан Мецайк» встретили бригада спасателей, водолазов, ремонтников. Еще несколько суток авральной работы и, наконец, реальная угроза затопления машинно-котельного отделения судна устранили.
Трудно переоценить подвиг экипажа ледокола «Капитан Мецайк» по спасению своего судна в том героическом, но до конца не продуманном рейсе. Они совершили беспримерный подвиг.