Новости

Красноярску нужны учителя и воспитатели

Красноярску нужны учителя и воспитатели

Призвание осталось без признания?

Детским садам Красноярска не хватает 400 сотрудников. Если проблему дефицита кадров не решать сегодня, через три года эта цифра может достигнуть полутора тысяч. О том, как привлекать специалистов на работу в школы и детсады города, говорили участники заседания координационного совета по образованию, которое состоялось в муниципалитете.

Проблем в кадровой сфере немало: учреждениям образования не хватает сотрудников, при этом выпускники профессиональных учебных заведений устраиваться в школы и сады не хотят. Кроме того, педагоги недовольны новой системой оплаты труда, организацией проведения курсов повышения квалификации и, что не менее важно, отношением общества к своему труду. Всё это престижа профессии не прибавляет.

- Среди сотрудников детских садов только чуть более двадцати процентов - люди моложе 30 лет, - рассказывает Алексей Храмцов, руководитель главного управления образования администрации города. - В школах почти 70 процентов - педагоги старше 36, а учителей пенсионного возраста - четверть.

По данным специалистов управления, сегодня средняя зарплата воспитателей ДОУ составляет чуть более 17 тысяч рублей, до средней по региону, которую обещал всем педагогам президент, ещё расти и расти. В школах города ситуация более оптимистичная: средняя зарплата учителя - около 27 тысяч, правда, при условии, что он работает на 1,6 ставки - у него чуть более 25 часов в неделю.

- 25 часов в неделю - это очень много, - считает Галина Вычужанина, член Гражданской ассамблеи Красноярского края. - Наши учителя загружены работой, и при этом большинство из них не верит в результативность новой системы оплаты труда. Созданные стимулирующие рычаги вызывают вопросы - отсутствуют чёткие критерии оценки работы педагогов, нет прозрачности системы. Как результат - низкая мотивация к труду, особенно у молодых педагогов.

Директор гимназии № 14 Наталья Шуляк отмечает: профессиональная неуспешность - основная причина ухода молодых специалистов из школы. В учреждении, которым она руководит, работает немало молодых педагогов - 35 процентов от общего числа сотрудников.

- Чем мы привлекаем молодёжь? Во-первых, продуманной системой оплаты труда. Она предельно прозрачна. Когда люди понимают, что могут получить в итоге, они хорошо работают, - рассказывает она. - Во-вторых, у нас сохранена система наставничества и методического сопровождения молодых специалистов.

По мнению экспертов, профессиональная неуспешность - основная причина ухода молодых специалистов из школы.

Многие эксперты, выступая на заседании, высказывались за возвращение целевого набора в педагогический университет.

- Чтобы решить проблему дефицита кадров, предлагаем создать программу-заказ на целевую подготовку специалистов в вузах и ссузах, - говорит Наталья Шуляк. - Студентов на практику нужно отправлять в лучшие образовательные учреждения города, поскольку важно повышать качество практики. К сожалению, сегодня основная причина выбора абитуриентов педагогического университета - лёгкость поступления. Это не правильно, нужно повышать престиж профессии. Должна идти последовательная профессиональная ориентация ребят, для этого, в том числе, нужно открывать профильные педагогические классы в школах. Чтобы все это заработало в системе, предлагаем создать городскую программу «Педагогические кадры».

На заседании обсуждался ещё один важный момент - проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и руководители школ при прохождении курсов повышения квалификации.

- От уровня профессиональной подготовки педагогов зависит качество образования, - напоминает Татьяна Жихарева, директор школы № 94. - Поэтому важна система переподготовки и повышения квалификации кадров. В теории стимулом для поддержки профессионального развития должны быть новая система оплаты труда и аттестация педагогов. Но эти механизмы сегодня не срабатывают. Объясню почему. При расчёте зарплаты учитывается выплата за категорию. Учитель второй категории дополнительно получает десять процентов от минимального оклада - чуть более 400 рублей. Педагог, подтвердивший высшую категорию, - 20 процентов, или чуть более восьмисот рублей. Разница в доплате - всего 400 рублей, при этом НСОТ позволяет получать и большие деньги за счёт других выплат, более простым способом, чем прохождение аттестации.

Татьяна Александровна отмечает: повышение квалификации станет эффективным, когда повышать свой профессионализм начнёт вся команда учреждения, и эта задача будет отражена в образовательной программе школы.

- Можно формировать муниципальный заказ на переподготовку и повышение квалификации на основе выявленных проблем и программы развития всей системы городского образования. Но для этого необходимо изменить подходы к финансированию, - говорит Татьяна Жихарева. - Сегодня при нормативно-подушевом финансировании в структуре субвенций предусмотрена статья «на повышение квалификации». Но учреждения, особенно небольшие, не могут выделить необходимые средства на оплату курсов для педагогов. До 30 процентов субвенций у них уходят на хозяйственные расходы, содержание здания, медосмотр, ремонт оборудования, остальные деньги - на приобретение учебно-наглядных пособий, проведение культурно-массовых мероприятий. В итоге на повышение квалификации тратят не более шести процентов субвенций, а этого недостаточно. Изменить ситуацию можно, если предоставлять дополнительные средства из местного бюджета на материальное обеспечение, либо персонифицированно - на повышение квалификации конкретного педагога.

Татьяна Александровна добавляет: сегодня весь государственный заказ на проведение курсов для учителей получает краевой институт повышения квалификации. В других местах учиться можно, но документ о повышении квалификации не получить.

- Это неправильно, необходима конкуренция на рынке услуг дополнительного профессионального образования, - считают педагоги. - Как альтернативный вариант - можно организовать городскую сеть стажировочных площадок по повышению квалификации на базе школ-лидеров.

Однако приглашённые эксперты, участвующие в заседании совета, отметили, что создание стажировочных площадок невозможно из-за сложностей с прохождением процедуры лицензирования. И рассказали, что сегодня рассматривается вариант организации курсов повышения квалификации на базе Красноярского государственного педагогического университета.

Кроме того, и. о. ректора КГПУ Ольга Карлова предложила новую форму организации практики студентов. Учащиеся четвёртого курса могли обучаться дистанционно и параллельно в течение всего года проходить практику в образовательных учреждениях. Ольга Анатольевна отметила: это позволит обеспечить школы города молодыми и перспективными кадрами уже в следующем учебном году.

Представители муниципальной власти отметили, что продолжат развитие социальные программы для работников бюджетной сферы. Особое внимание будет уделено жилищной политике. Проведена ревизия жилищного фонда, после которой молодым специалистам начали предоставлять комнаты в общежитиях. Увеличивает темпы программа «50 на 50», в этом году объём построенного жилья возрастёт в два раза. Кроме того, сегодня совместно с краевым правительством решается вопрос предоставления в аренду социального жилья.

- Труд воспитателей и учителей должен оцениваться достойно, ведь мы доверяем им самое дорогое - наших детей, - считает депутат Красноярского городского Совета Наталия Фирюлина. - Уже заявлено на федеральном уровне, что зарплаты педагогов должны дорасти до средних по экономике региона. Безусловно, дополнительные социальные льготы, такие, например, как программы предоставления жилья, привлекут кадры. Но помимо социальных гарантий должно быть и моральное поощрение труда педагогов. Признание общества очень важно, поэтому нужно возвращать престиж профессии.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА