Новости

Журналисты газеты «Городские новости» разделили с женщинами их нелёгкую работу

Журналисты газеты «Городские новости» разделили с женщинами их нелёгкую работу

Мужчины здесь не выдерживают

День 8 Марта для мужчин «Городских новостей» не только повод поздравить своих женщин-коллег, но возможность сделать что-то доброе, хорошее для других жительниц города. Однажды мы стояли на одной из улиц и дарили проходящим мимо представительницам прекрасного пола тюльпаны. В прошлом году мы испекли торт и преподнесли его работницам центра социальной помощи семье и детям «Доверие». И в этот раз мы решили не ограничиваться словами признания дорогим женщинам, а по возможности помочь тем представительницам прекрасного пола, профессия которых связана с тяжёлым физическим трудом. Сегодня мы представляем вам итоги двух рейдов, в котором наши корреспонденты попытались разделить с женщинами их нелёгкую работу.

Фантик как испытание

Красноярцы хотят видеть свой город ухоженным и красивым, вот только очень редко вспоминают о том, что чистые тротуары, стильные деревья и газоны появляются не сами по себе. Ежедневно на улицы краевого центра выходят работники управления зелёного строительства (УЗС), большинство из которых - представительницы прекрасного пола. Именно им журналисты и решили помочь.

Вторник. Улица Малиновского. Восемь часов утра. В штаб-квартире бригады Советского района уже хозяйничают сотрудники УЗС. Готовят инвентарь, обсуждают фронт работ.

- Видели, что ветер натворил на улицах, - говорит одна из работниц. - Улицу Краснодарскую вчера будто бы и не убирали.

Ежедневно на улицы Красноярска выходят работники УЗС, большинство из которых - представительницы прекрасного пола
Ежедневно на улицы Красноярска выходят работники УЗС, большинство из которых - представительницы прекрасного пола

- А на Алексеева как только снег начал сходить, так за заборами открылись целые горы мусора, - вступает в разговор другая женщина.

- А вот и усиление бригады, - улыбаясь, кивает первая работница в нашу с фотокором сторону. - Присаживайтесь.

Пока облачаюсь в обмундирование, надеваю зелёную куртку с надписью: МП «УЗС», опытные наставники проводят инструктаж. Задача простая: в одну руку берёшь пакет, в другую - специальные щипцы для уборки мусора. Идёшь вдоль дороги и собираешь сор.

У крыльца нас уже ждёт пазик. Садимся, едем к пункту назначения. По дороге часть работников десантируется на улице Молокова. Наша же цель - Взлётная. «Что тут убирать? - думаю про себя, глядя из окна автобуса на мелькающие тротуары. - Чисто же». Однако стоит только выйди из машины да пристально оглядеться, как объём ЧП виден невооружённым глазом. Обёртки, бутылки, коробки... Территория вдоль магистрали сплошь и рядом усыпана всевозможным мелким и не очень сором.

- Самое обидное, что не все горожане ценят наш труд, - сетуют озеленители. - Идёшь, убираешь улицу, а какой-нибудь нерадивый водитель тут же выкинет из окна бычок или пачку из-под сигарет.

Выхожу на позицию. Коллеги по оружию лихо орудуют щипчиками - раз и фантик в пакете. Лёгкость, с которой сотрудники УЗС делают свою работу, просто поражает. Вот и моя первая жертва: упаковка из-под конфет. Беру её щипчиками и уверенно поднимаю с земли, чтобы опустить в пакет. Не тут-то было. Обёртка примёрзла. С третьей попытки помещаю злополучный сор в мешок.

Через метров двести приходит понимание того, сколь трудна эта работа. Борьба с примёрзшим мусором требует много сил, да и пакет с каждым метром становится всё тяжелее. «Ты его не неси, а тащи по земле, так легче будет», - делятся опытом такие хрупкие на вид и такие сильные и сноровистые на деле коллеги по уборке улицы.

Дополнительные испытания подкидывает и погода. Внезапно налетела метель. Снег бьёт прямо в лицо. Ничего не видно. А между тем задачу никто не отменял. Уборка продолжается. Перевести дух можно будет только во время обеда, а потом снова в бой...

А с первого взгляда кажется, что уборка мусора - это так легко. Между тем в обязанности сотрудника УЗС входит не только наведение порядка, но и обрезка деревьев, сдалбливание льда с тротуаров, высадка цветов, уход за газонами. И так ежедневно с утра до вечера - в дождь, в снег, в мороз или в жару - работницы управления зелёного строительства несут свою службу на улицах краевого центра. Украшают и содержат в чистоте и порядке Красноярск. И женщины, несмотря на такую тяжкую работу, всё равно остаются женщинами, к трудностям относятся с улыбкой, планируют праздничный вечер, готовят сногсшибательные наряды. А нам остаётся только восхищаться.

С лопатой наперевес

Их должность называется машинист топливоподачи. Каждый день, облачившись в спецодежду, надев каски и прикрыв половину лица респиратором, они берут в руки совковые лопаты и отправляются к транспортёрным лентам, по которым в котлы несутся сотни тонн угля. Им нужно поддерживать чистоту возле транспортёров - убирать скопившуюся на полу угольную пыль, подхватывать с пола лопатой выпавшие куски угля и снова забрасывать их на грохочущую гряду мчащегося топлива. Если этого не делать, то рано или поздно горючая пыль, кучками образовавшаяся то тут, то там, может самовоспламениться.

- Тут никакую механизацию не приспособить, - говорит Галина Сатдарова
- Тут никакую механизацию не приспособить, - говорит Галина Сатдарова

Почти домашний порядок на топливоподаче ТЭЦ-1 наводит бригада из десяти женщин. Бывали среди них и мужчины - приходили молодые парни, вроде даже спортсмены. Но все сбежали. Не выдержали монотонной и тяжёлой работы. А женщины ничего - трудятся.

Честно говоря, я испытал лёгкое смущение, когда узнал, что существует такая работа, где женщины должны лопатой кидать уголь. Казалось бы, XXI век на дворе.

- Тут никакую механизацию не приспособить, - говорит Галина Сатдарова, машинист цеха топливоподачи третьего разряда. - Нашей станции около семидесяти лет. За все эти годы оборудование, конечно, совершенствовалось, модернизировалось. Но пока ничего не придумали, что могло бы заменить человека около транспортёров. Поэтому работы на наш век хватит. Собирайтесь.

Это было сказано в кладовой, где корреспонденту «Городских новостей», пожелавшему хотя бы на несколько часов облегчить женскую долю в энергетике, как раз выдавали спецодежду. Штаны, куртка, на ноги - сапоги, на голову - каска с чёрной балаклавой, фуфайка, рукавицы. Лопата. Всё как у дам.

Галина работает на станции с 1982 года - дольше остальных в бригаде. Она и повела меня по длинным, по 250 метров, узким коридорам, в которых с грохотом мчался уголь на транспортёрах. Где-то было сумрачно, где-то узко, где-то шумно и прохладно, а где-то присутствовали все неудобства сразу. Как на подземном транспортёре, куда мы в конце концов пришли. Чувствуя себя гномом в чертогах Мордора, слушаю задание. Галина указывает на пол под какими-то вращающимися деталями: с его чёрной поверхности мне нужно собрать невидимые непривычному глазу чёрные кучки. Сощурившись, почти наугад сую лопату во тьму. Попадаю во что-то мягкое, тащу на себя, чувствую заметную тяжесть. Это мельчайшей фракции уголь. Забрасываю добычу куда-то под потолок, в самый грохот, туда, где, кажется, едет лента транспортёра. Пот заливает глаза. Респиратор, должно быть, из белого стал серым. Куча под роликами ещё большая, поэтому продолжаю.

Через пару часов выбираемся на свет. Меня пошатывает. Толи от яркого солнца, толи от непривычной физической нагрузки. Галина Александровна бодро, будто и не махала сейчас два часа вместе со мной лопатой, рассказывает об условиях труда, о соцпакете для работников станции.

Наступило обеденное время. Приходим в бытовку, куда с других участков пришли перекусить остальные коллеги Галины. Здесь уже фуфайки и рукавицы сняты. И надо сказать, что наши женщины остаются женщинами всегда: на многих из них ювелирные украшения и даже маникюр. Заводим разговор. Насколько тяжёлая работа - спрашиваю. Белла Гагаринова, стаж полгода, отвечает: «Да не очень тяжёлая - как в квартире прибраться».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА