Новости
Как роботы помогают студентам-медикам
Спасти манекена Семёна
Пациент - мужчина пятидесяти двух лет. «Сегодня рано утром я почувствовал сильную боль в груди, появился холодный липкий пот, стало трудно дышать», - рассказывает он. Будущие доктора - больного принимают студенты медицинского университета - внимательно слушают его и задают уточняющие вопросы.
Студентам-шестикурсникам необходимо установить диагноз и оказать первую помощь. Действия ребят контролирует преподаватель - в случае необходимости даёт подсказки, а затем анализирует выполненную работу. Правда, лечат они не настоящего пациента, а его симулятор - робота, практически точную копию человека. Искусственного больного шутливо прозвали Семёном - от сокращенного иностранного названия «sim man» - «симулятор человека».
Диагноз Семёну задаёт преподаватель с помощью специальной программы. На мониторе отражены параметры основные состояния больного - давление, пульс, температура тела, частота дыхания, здесь же показаны результаты ЭКГ. Эти данные помогают студентам при поставке диагноза. Кроме того, Семён может отвечать на некоторые вопросы. Поскольку занятие проходит в рамках кардиологического курса, и симптомы у пациента соответствующие.
- Скажите, сколько времени длился приступ боли?
- Около двух часов.
- Куда боль отдавалась?
- В обе руки.
Диалог прерывает преподаватель: «Скажите, для чего вам нужна эта информация?». Студенты отвечают, что подозревают у пациента инфаркт, а знания о локализации боли помогут уточнить диагноз. Следующий этап - расшифровка ЭКГ. Результаты исследования показывают, что у Семёна - острый переднебоковой инфаркт миокарда.
- Скажите, что вас сейчас беспокоит, - уточняют будущие доктора.
- Сохраняется дискомфорт за грудиной.
- Значит, будем обезболивать.
Студенты называют необходимые для лечения, в том числе и снятия боли, препараты, подбирают их дозировку - в соответствии с весом Семёна. Преподаватель вводит ответы в систему, параметры состояния пациента изменяются.
- У меня учащённое сердцебиение, сердце выпрыгивает из груди, - жалуется Семён.
- Следите за монитором, - напоминает ребятам преподаватель. - У пациента тахикардия, затем развивается фибрилляция желудочков сердца. Что надо делать?
Студенты делают массаж сердца - здесь при ударе важно попасть в определённую зону груди Семёна, с помощью специальных аппаратов проводят искусственную вентиляцию лёгких и дефибрилляцию, вводят необходимые препараты. Ритм восстановлен, сердце Семёна забилось снова.
- Какой важный вопрос вы не задали пациенту? - спрашивает преподаватель. - Вы не посчитали, сколько времени прошло с возникновения боли, чтобы узнать, можно ли проводить тромболизис.
Это лечение необходимо только в первые часы при инфаркте миокарда. Как оказалось, драгоценное время не упущено - Семёну вводят лекарство. Теперь остаётся только наблюдать за динамикой состояния пациента.
- Выжил ли бы Семён в подобной ситуации, если бы был настоящим человеком? Хочется ответить «да», но не всё так просто, - говорит Павел Шестерня, доцент кафедры внутренних болезней № 1 Красноярского государственного медицинского университета. - Здесь мы работаем в тепличных условиях. У «постели» больного - сразу три медицинских работника, поскольку втроём комфортнее всего проводить реанимационные мероприятия. Рядом находятся дефибриллятор, монитор ЭКГ. В реальности такое удачное сочетание происходит крайне редко. Но и задача перед нами стоит не показать высший пилотаж, а отработать технологию оказания помощи. С чем ребята справились. Когда произошла фибрилляция, они не растерялись. У них было только пять минут, чтобы начать непрямой массаж сердца, сделать искусственную вентиляцию лёгких.
Подобные роботы «болеют» на занятиях по педиатрии, акушерству и гинекологии, хирургии. «Некоторые состояния невозможно увидеть в процессе учёбы у постели больного, - отмечает Павел Анатольевич. - Например, во время практики у ребят вряд ли будет возможность сделать дефибрилляцию или непрямой массаж сердца. С этой целью и были организованы так называемые фантомные курсы. Как и в ведущих зарубежных вузах, красноярские студенты отрабатывают навыки на роботах».
- В основном на занятиях мы рассматриваем неотложные состояния, - рассказывает студентка шестого курса КГМУ Анна Никифорова. - Мы помогали при отёке лёгких, послеродовых кровотечениях - практически на каждой кафедре есть такие манекены. Работать с ними интересно, но, безусловно, мы понимаем, что в реальности всё будет гораздо сложнее, особенно морально. Ведь сейчас перед нами находится кукла, а рядом - преподаватель, который может помочь. А с настоящим пациентом ты работаешь один на один. Но всё равно считаю такие занятия хорошей практикой.