Новости
Как заставить нерадивого отца или мать платить алименты?
Фонд, который «построит» отцов
Десять миллиардов рублей не отдают своим детям российские мамы и папы - такова общая задолженность по выплатам алиментов. Пока судебные приставы пытаются заставить нерадивых родителей возвращать долги, депутаты Госдумы разрабатывают свой вариант поддержки семей злостных неплательщиков.
Народные избранники предлагают создать государственный алиментный фонд и из него планируют выплачивать деньги на детей, пока идёт судебное разбирательство или разыскиваются отец или мать ребёнка, которые не платят алименты. «Фонд будет взаимодействовать с судебными приставами по розыску родителя, - пояснила Елена Николаева, депутат Государственной думы, один из авторов законопроекта. - Когда маму или папу найдут, они будут обязаны компенсировать фонду все расходы». То есть вернуть деньги, которые были выплачены семье, а также средства, затраченные на поиск неплательщика.
Размер выплат пока обсуждается. Предлагается два варианта: либо выдавать сумму в размере алиментов, определённых судом для конкретного ребёнка, либо единую компенсацию для всех. Эксперты считают, что, скорее всего, в проект закона внесут второй вариант, при этом размер компенсации рассчитают с учётом прожиточного минимума ребёнка.
И, наконец, самый важный и самый дискуссионный момент: кто должен финансировать алиментный фонд, пока родители-должники находятся в бегах? Здесь снова рассматривались два варианта. Первый - создать свой фонд в каждом регионе, при этом средства на его содержание должен находить субъект. Второй - организовать единый фонд федерального значения, средства из которого будут распределять по территориям.
Некоторые эксперты раскритиковали оба предложения. «Я против создания такого фонда, - заявил Сергей Смирнов, директор Института соцполитики НИУ «Высшая школа экономики». - Почему благородные люди должны платить за неблагородных?
Открытие фонда за госсчёт, хоть федеральный, хоть региональный, означает, что все налогоплательщики будут из своего кармана платить за нерадивых отцов и матерей». И предложил выплачивать компенсации за счёт средств Стабилизационного фонда.
Пока критика осталась незамеченной - на этой неделе Елена Николаева рассказала журналистам об итоговом решении авторов документа: бюджет алиментного фонда будет финансироваться за счёт субъектов. Депутаты считают, что «проще и понятнее будет создать региональные ведомства, каждое из которых будет вести местную отчётность и отвечать только за своих уклонистов. Такое решение вызвало протест со стороны регионов.
- Предложение депутатов наполнять такой фонд за счёт субъектов абсурдно, - считает Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края. - Аналогичная ситуация складывается с проектом закона о поддержке детей войны. Депутаты Госдумы считают, что федерации достаточно определить статус этой категории граждан, а деньги на их поддержку изыщут субъекты. Это дурная практика. У кого регионам забирать средства, чтобы оказывать такую поддержку? Сокращать и без того невысокие зарплаты учителей или воспитателей?
Марина Ивановна добавляет: деньги для алиментного фонда можно взять из Стабилизационного фонда или за счёт продажи нефти. Но ни в коем случае не из бюджетов регионов.
- Хотя в принципе создание такого фонда - неплохая инициатива, - говорит она. - Ко мне часто обращают мамы, которые не могут выбить алименты с отцов своих детей. Особенно обидно за тех, кто в одиночку воспитывает детей с ограниченными возможностями здоровья. Им не хватает денег на хлеб и лекарства. А отцы создают новые семьи, переписывают всё имущество и все доходы на них. Той работы, которую сегодня выполняют судебные приставы, явно недостаточно. Считаю, что нужно создавать специальные трудовые колонии - пусть должники там зарабатывают на выплату алиментов, раз говорят, что у них нет денег на собственных детей. Пусть выполняют общественные работы, трудятся на тяжёлых производствах. Если хоть пятерых должников отправить в такую трудовую колонию, остальным неповадно будет скрываться от собственных детей.
Только с начала этого года на исполнение в службу судебных приставов Красноярского края поступило более сорока тысяч документов о взыскании алиментов. Суммы задолженности варьируются от 15 до 700 тысяч рублей.
- Случаев, когда злостные неплательщики алиментов сопротивляются и не внимают ни голосу разума, ни совести, достаточно, - говорит Елена Ловандо, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю. - Тогда мы, конечно, начинаем действовать жёстче. К примеру, в прошлом году судебные приставы не разрешили выехать за пределы Российской Федерации 982 лицам, обязанных судом к уплате алиментов. Их общий долг собственным детям превысил 200 миллионов рублей. Безусловно, такие методы используются по отношению к тем должникам, которые имеют финансовую возможность платить алименты, но по различным причинам не делают этого.
Но есть и категория так называемых должников-маргиналов - людей, не имеющих доходов, ведущих асоциальный образ жизни. «В отношении таких неплательщиков законодательство предусматривает уголовную ответственность с применением меры наказания в виде исправительных работ, - рассказывает Елена Евгеньевна. - Так мы можем взыскивать алименты пусть и небольшими суммами».
Судебные приставы положительно относятся к предложению создания алиментного фонда.
- Считаем организацию фонда важным и принципиальным делом, поскольку в этом случае подход к взысканию алиментной задолженности изменится в целом: взыскателем выступает не конкретное лицо, а государство, - говорит Елена Ловандо. - Создание алиментного фонда станет мощным фактором по стимулированию неплательщиков к выполнению родительского долга.
Законопроект должны представить президенту уже к первому апреля. Регионы надеются, что глава государства учтёт их пожелания, и фонд всё-таки будет финансироваться не за счёт субъектов федерации, а из других источников. Каких? Вопрос остаётся открытым.