Новости
Смогут ли жилищники правильно распределить средства управляющей компании?
Спросят по стандарту
Оплачивая услуги ЖКХ, собственники хотят быть уверенными, что все средства, ежемесячно передаваемые управляющей компании, будут израсходованы эффективно. Что жилищники, решая те или иные задачи, ничего не пропустят, ни на чём не попытаются безосновательно сэкономить, всё сделают правильно. Проверить это для большинства затруднительно, поскольку не существует пока чёткого перечня параметров, которые должны быть соблюдены управляющей компанией.
Однако такой регламент может скоро появиться. Выступая на «Открытой трибуне», посвящённой общественному контролю реформы отрасли, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева заявила, что необходимо вводить законодательные стандарты деятельности управляющих компаний многоквартирными домами и контролировать их с привлечением общественности.
- Сегодня надо до конца разобраться, как принимаются решения по управлению многоквартирным домом, - отметила депутат в своём выступлении. - В частности, каким образом определяется жилищная услуга, каким образом принимается прейскурант у управляющей организации и так далее. Нам нужно законодательно ещё раз очень хорошо подумать о том, как совершенствовать механизмы реализации прав собственности жителей.
Депутат признала, что сегодня существует противостояние собственников и жилищников. И далеко не всегда последние не правы. Елена Николаева подчеркнула, что большинство сотрудников коммунальной сферы - это добросовестные и ответственные люди, и призвала «закончить геноцид управляющих организаций», поскольку это несправедливо. Законодательные стандарты, по её мнению, как раз и помогут устранить причины для конфликтов, так как с их помощью будет определён единый для всех регламент работ, на который смогут ссылаться все действующие в ЖКХ лица.
- Действительно, в жилищной сфере в отличие от коммунальной, где всё давно зарегламентировано массой законов и постановлениями федерального правительства, чёткой нормативной базы пока не сформировано, - говорит Анатолий Матюшенко, председатель комитета Законодательного собрания по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. - Дело в том, что весь жилой фонд управляется многочисленными УК, которые обязаны организовать эксплуатацию и содержание жилых домов. В последнее время это становится популярным видом бизнес-деятельности. Именно поэтому в жилищное хозяйство стали приходить предприимчевые, талантливые, но не совсем знающие люди. Они теснят профессионалов, много лет отработавших в отрасли и имеющих чёткое понимание, как подготовить дом к зиме или настроить систему отопления. Новые жилищники могут быть добросовестными и порядочными людьми, которые всей душой хотят предоставлять качественную услугу, никого не обманывая, построить открытый и прозрачный бизнес. Но опыта организации управления жилым фондом у них просто может не быть.
Как отмечает Анатолий Иванович, высшая школа ещё не готовит таких специалистов, литературы на эту тему очень мало, Жилищный кодекс тоже пока ещё очень схематично обозначает данную сферу. Поэтому неизбежны ошибки в управлении: новоиспечённые бизнесмены от ЖКХ могут попросту не учесть по незнанию какой-либо нюанс, и в результате страдают ни в чём неповинные жители. Именно для того, чтобы не допускать подобных огрех, по мнению Анатолия Матюшенко, и возникает необходимость в принятии на законодательном уровне правил и стандартов деятельности управляющих компаний. В этих нормативных актах и должны быть чётко прописаны права и обязанности всех субъектов жилищной отрасли: управляющих компаний, собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций. Пока существуют лишь инструкции Госстроя РСФСР, которые, во-первых, к исполнению необязательны, а во-вторых - просто устарели.
От себя добавим, что очень не хочется, чтобы законодательные стандарты деятельности управляющих компаний в случае их принятия стали для жилищников «программой максимум», сверх которой собственники помещений не могли бы спросить со своей УК.