Новости

ЖКХ не хватает инвестиций

ЖКХ не хватает инвестиций

Бизнес на трубах

Согласно опросам ВЦИОМ, проблемой номер один для жителей России является состояние жилищно-коммунального комплекса. По словам гендиректора центра Валерия Фёдорова, ставя на первое место ЖКХ, люди всё меньше беспокоятся о других бедах - преступность, терроризм и алкоголизм.

По информации статистиков, в первую очередь жителей интересует информация по снижению счетов за жилищно-коммунальные услуги - об этом говорят 57 процентов респондентов. О том, как контролировать деятельность своей управляющей компании, хочет знать уже меньше - 21 процент опрошенных. Остальные вопросы из сферы ЖКХ (состояние и благоустройство многоэтажек) волнуют лишь каждого десятого участника исследования. В общем, россияне обеспокоены прежде всего своими платежами, а затем инженерными коммуникациями, подъездами и функциональной придомовой территорией. Причём именно в своём доме.

Безусловно, разбираться с такими явлениями, как только большие счета за квартиру, порывы, грязь на лестничных клетках, необходимо. И нужно сказать, что работа эта началась и по всей стране в целом, и в нашем регионе в частности. Но, решая точечные вопросы, не стоит забывать, что отрасль ЖКХ - один из самых значительных секторов российской экономики. А потому порядок нужно наводить не только в каждом конкретном доме и квартире, но и на государственном уровне.

Утверждать, что сегодня в сфере ЖКХ не происходит изменений, так сказать, государственного уровня, было бы несправедливо. Например, в нашем крае уже три года реализуется программа модернизации жилищно-коммунальной отрасли. За это время удалось обновить не один десяток километров проблемных сетей. Но, сетуют специалисты, эти перекладки - лишь капля в море. И на масштабную модернизацию необходимо не два миллиарда, запланированные в краевом бюджете, а 82.

Кроме того, средства, направляемые в сферу ЖКХ, размываются при предоставлении субсидий предприятиям отрасли. Депутаты комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного собрания края даже предложили оплату услуг ЖКХ в Красноярске как можно скорее довести до ста процентов, отказавшись от субсидирования управляющих компаний, перейдя к прямой социальной поддержке тех категорий граждан, для которых тарифы ЖКХ окажутся непосильными.

Другой способ оптимизации расходов на отрасль - внедрение новых технологий на тех предприятиях, которые, в силу устаревшей базы, производят дорогие коммунальные ресурсы. В крае уже разработана концепция модернизации объектов инженерной инфраструктуры, а в Красноярске реализуются инвестиционные программы по строительству новых объектов. Теплоэнергетики уже приступили к воплощению планов в жизнь, а для поставщиков холодной воды заказ на модернизацию разрабатывают специалисты департамента городского хозяйства администрации Красноярска.

Однако, несмотря на готовность власти и бизнеса вкладывать в отрасль средства и силы, проблема недофинансирования остаётся такой же острой. Это подтверждает и статистика Минрегионразвития РФ. В начале 2012 года износ основных фондов предприятий ЖКХ приблизился к отметке 60 процентов, по отдельным регионам он доходил и до 80. Ежегодно этот показатель увеличивается на один - три процента. На полное восстановление морально устаревшего оборудования требуется более 10,4 триллиона рублей. При этом в период с 2007-го по 2011 годы общий объём средств, направленных на реформирование жилищно-коммунального комплекса страны, составил немногим более 350 миллиардов рублей. Отставание, как говорится, налицо.

Силами бюджета проблему ветхости предприятий ЖКХ, очевидно, не решить. Поэтому власти сегодня всерьёз озабочены тем, как привлечь в сферу ЖКХ инвестиции. Однако найти внешние источники финансирования весьма проблематично, сетуют эксперты. И причина тому - отсутствие у инвесторов желания вкладывать средства в отрасль с низкой рентабельностью. Получается своего рода замкнутый круг: высокая рентабельность - это условие притока инвестиций, а привлечение инвестиций - это условие повышения рентабельности.

Но нерентабельность - лишь одна из причин неудач. Среди основных факторов, ограничивающих желание частных инвесторов финансировать капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру, эксперты также называют низкие доходы населения, определяющие его высокую чувствительность к изменениям уровня тарифов, и высокую степень неопределённости фактического состояния основных фондов, передаваемых в управление частному предприятию.

Как обойти препятствия и всё-таки привлечь частный капитал в отрасль? Возможно, этому будет способствовать решение устанавливать с 2016 года тарифы на тепло, воду, водоотведение, газо- и электроснабжение на срок не менее чем пять лет. Причём любое необоснованное снижение тарифов для ресурсоснабжающих организаций планируют компенсировать государственным финансированием. Определённость в планировании доходов, как известно, - большой плюс для бизнеса.

При этом, говорят в краевом министерстве ЖКХ, стабилизация тарифов на пятилетний срок - только часть задачи. Одновременно необходимо убирать барьеры для частных инвестиций в отрасль. Вернее, основной барьер: чрезмерную политизированность решений. Очень важно устанавливать честные тарифы, не допускающие перекосов ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.

Только цифры

Годовой оборот сферы ЖКХ в России составляет порядка 100 млрд долл. или более 3 трлн руб.

Доля основных фондов ЖКХ составляет более 25 % от общего объёма основных фондов экономики.

В ЖКХ России заняты более 5 млн чел.

Андрей РЕЗНИКОВ, заместитель председателя правительства Красноярского края - министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйстваАндрей РЕЗНИКОВ, заместитель председателя правительства Красноярского края - министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства:

- Стоимость и качество услуг - это краеугольная проблема жилищно-коммунального комплекса. Все понимают, что состояние отрасли требует масштабного обновления и что данная задача равнозначна столь же масштабным инвестициям. При этом предполагать, что необходимость в инвестициях может быть покрыта только за счёт тарифных источников - абсолютно нереально: в этом случае уровень оплаты услуг ЖКХ станет неподъёмным для большинства населения. С другой стороны, в условиях хронического недофинансирования отрасли начинает работать отрицательная обратная связь: чем старше жилой фонд, тем ниже надёжность инфраструктуры ЖКХ и выше издержки на поддержание её работоспособности. Таким образом, затраты на обслуживание только что построенного объекта гораздо меньше, чем на обслуживание объекта с 50-летним стажем, где требуется реконструкция, капитальный ремонт или полная замена. И это проблема не одного только роста тарифов ЖКХ, а в принципе выстраивания концепта развития отрасли на перспективу.

К примеру, отрасли остро необходимы инвестиции, вложенные в процесс модернизации, что сможет стабилизировать тарифный рост. А значит, сфера ЖКХ должна стать более привлекательной для бизнеса, о чём сейчас много говорится с разных трибун. Прежде всего речь идёт о долгосрочных планах правительства страны по переходу к тарифному регулированию, что абсолютно приемлемо для бизнеса. Потому как ни один инвестор не будет вкладываться в отрасль, где нет постоянных правил игры, а значит, и желаемой стабильности - ведь закон бизнеса прост: деньги зарабатывают деньги. В ЖКХ же пока размер тарифов в большей степени зависит от социальных или политических факторов, нежели от экономических выгод и построенных бизнес-перспектив.

Инвестиционные программы развития сферы ЖКХ в Красноярске:

Название инвестпрограммы

Сроки реализации

Источники и объем финансирования (тыс. руб.)

Основные объекты программы

Эффект реализации

Городская инвестиционная программа по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска на 2013-2016 гг.

2013-2016

Источник:

Тариф на подключение к системе теплоснабжения.

1 747 983

Два водогрейных котла КВ-ТК-100 с суммарной тепловой мощностью 200 Гкал/ч на Красноярской ТЭЦ-3

Увеличение темпов капитального строительства в Советском и Центральном районах Красноярска.

Городская инвестиционная программа по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска на 2013-2016 гг.

2013-2016

Источник:

Тариф на подключение к системе теплоснабжения.

Всего 574 803, в том числе:

Проектирование и строительство тепловых объектов, в том числе:

Увеличение темпов капитального строительства в Свердловском, Октябрьском, Железнодорожном и Центральном районах города, создание необходимого гидравлического режима

2013-2016

121 380

Тепломагистраль диаметром 1000 мм в теле строящегося автомобильного моста с правого на левый берег р. Енисей протяженностью 1,3 км

2015-2016

71 445

Теплотрасса Ду 1000 мм на участках от ПНС-10 - четвёртый мост через Енисей (в обоих направлениях) общей протяженностью приблизительно 6 км

2013-2016

119 558

Первый этап участка магистральной тепловой сети в районе улицы Партизана Железняка длиной 1,5 км

2013-2016

141 743

Тепловые сети на улице Королева в Свердловском районе

120 676

Участки внутриквартальных тепловых сетей от точек подключения к сетям строящихся капитальных объектов до границ земельных участков заказчиков

По развитию объектов, используемых в сфере электроснабжения города Красноярска

2012-2016

Источник: прибыль, средства амортизации

139 584

Модернизация открытого распределительного устройства напряжением 110 кВ головной понизительной на острове Нижнеатамановский.

Установка новой комплектной трансформаторной подстанции «Мокрый лог».

Модернизация оборудования 15 трансформаторных подстанций.

Перекладка кабельных линий с установкой приборов учета электрической энергии


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА