Новости
ЖКХ не хватает инвестиций
Бизнес на трубах
Согласно опросам ВЦИОМ, проблемой номер один для жителей России является состояние жилищно-коммунального комплекса. По словам гендиректора центра Валерия Фёдорова, ставя на первое место ЖКХ, люди всё меньше беспокоятся о других бедах - преступность, терроризм и алкоголизм.
По информации статистиков, в первую очередь жителей интересует информация по снижению счетов за жилищно-коммунальные услуги - об этом говорят 57 процентов респондентов. О том, как контролировать деятельность своей управляющей компании, хочет знать уже меньше - 21 процент опрошенных. Остальные вопросы из сферы ЖКХ (состояние и благоустройство многоэтажек) волнуют лишь каждого десятого участника исследования. В общем, россияне обеспокоены прежде всего своими платежами, а затем инженерными коммуникациями, подъездами и функциональной придомовой территорией. Причём именно в своём доме.
Безусловно, разбираться с такими явлениями, как только большие счета за квартиру, порывы, грязь на лестничных клетках, необходимо. И нужно сказать, что работа эта началась и по всей стране в целом, и в нашем регионе в частности. Но, решая точечные вопросы, не стоит забывать, что отрасль ЖКХ - один из самых значительных секторов российской экономики. А потому порядок нужно наводить не только в каждом конкретном доме и квартире, но и на государственном уровне.
Утверждать, что сегодня в сфере ЖКХ не происходит изменений, так сказать, государственного уровня, было бы несправедливо. Например, в нашем крае уже три года реализуется программа модернизации жилищно-коммунальной отрасли. За это время удалось обновить не один десяток километров проблемных сетей. Но, сетуют специалисты, эти перекладки - лишь капля в море. И на масштабную модернизацию необходимо не два миллиарда, запланированные в краевом бюджете, а 82.
Кроме того, средства, направляемые в сферу ЖКХ, размываются при предоставлении субсидий предприятиям отрасли. Депутаты комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного собрания края даже предложили оплату услуг ЖКХ в Красноярске как можно скорее довести до ста процентов, отказавшись от субсидирования управляющих компаний, перейдя к прямой социальной поддержке тех категорий граждан, для которых тарифы ЖКХ окажутся непосильными.
Другой способ оптимизации расходов на отрасль - внедрение новых технологий на тех предприятиях, которые, в силу устаревшей базы, производят дорогие коммунальные ресурсы. В крае уже разработана концепция модернизации объектов инженерной инфраструктуры, а в Красноярске реализуются инвестиционные программы по строительству новых объектов. Теплоэнергетики уже приступили к воплощению планов в жизнь, а для поставщиков холодной воды заказ на модернизацию разрабатывают специалисты департамента городского хозяйства администрации Красноярска.
Однако, несмотря на готовность власти и бизнеса вкладывать в отрасль средства и силы, проблема недофинансирования остаётся такой же острой. Это подтверждает и статистика Минрегионразвития РФ. В начале 2012 года износ основных фондов предприятий ЖКХ приблизился к отметке 60 процентов, по отдельным регионам он доходил и до 80. Ежегодно этот показатель увеличивается на один - три процента. На полное восстановление морально устаревшего оборудования требуется более 10,4 триллиона рублей. При этом в период с 2007-го по 2011 годы общий объём средств, направленных на реформирование жилищно-коммунального комплекса страны, составил немногим более 350 миллиардов рублей. Отставание, как говорится, налицо.
Силами бюджета проблему ветхости предприятий ЖКХ, очевидно, не решить. Поэтому власти сегодня всерьёз озабочены тем, как привлечь в сферу ЖКХ инвестиции. Однако найти внешние источники финансирования весьма проблематично, сетуют эксперты. И причина тому - отсутствие у инвесторов желания вкладывать средства в отрасль с низкой рентабельностью. Получается своего рода замкнутый круг: высокая рентабельность - это условие притока инвестиций, а привлечение инвестиций - это условие повышения рентабельности.
Но нерентабельность - лишь одна из причин неудач. Среди основных факторов, ограничивающих желание частных инвесторов финансировать капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру, эксперты также называют низкие доходы населения, определяющие его высокую чувствительность к изменениям уровня тарифов, и высокую степень неопределённости фактического состояния основных фондов, передаваемых в управление частному предприятию.
Как обойти препятствия и всё-таки привлечь частный капитал в отрасль? Возможно, этому будет способствовать решение устанавливать с 2016 года тарифы на тепло, воду, водоотведение, газо- и электроснабжение на срок не менее чем пять лет. Причём любое необоснованное снижение тарифов для ресурсоснабжающих организаций планируют компенсировать государственным финансированием. Определённость в планировании доходов, как известно, - большой плюс для бизнеса.
При этом, говорят в краевом министерстве ЖКХ, стабилизация тарифов на пятилетний срок - только часть задачи. Одновременно необходимо убирать барьеры для частных инвестиций в отрасль. Вернее, основной барьер: чрезмерную политизированность решений. Очень важно устанавливать честные тарифы, не допускающие перекосов ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.
Только цифры
Годовой оборот сферы ЖКХ в России составляет порядка 100 млрд долл. или более 3 трлн руб.
Доля основных фондов ЖКХ составляет более 25 % от общего объёма основных фондов экономики.
В ЖКХ России заняты более 5 млн чел.
Андрей РЕЗНИКОВ, заместитель председателя правительства Красноярского края - министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства:
- Стоимость и качество услуг - это краеугольная проблема жилищно-коммунального комплекса. Все понимают, что состояние отрасли требует масштабного обновления и что данная задача равнозначна столь же масштабным инвестициям. При этом предполагать, что необходимость в инвестициях может быть покрыта только за счёт тарифных источников - абсолютно нереально: в этом случае уровень оплаты услуг ЖКХ станет неподъёмным для большинства населения. С другой стороны, в условиях хронического недофинансирования отрасли начинает работать отрицательная обратная связь: чем старше жилой фонд, тем ниже надёжность инфраструктуры ЖКХ и выше издержки на поддержание её работоспособности. Таким образом, затраты на обслуживание только что построенного объекта гораздо меньше, чем на обслуживание объекта с 50-летним стажем, где требуется реконструкция, капитальный ремонт или полная замена. И это проблема не одного только роста тарифов ЖКХ, а в принципе выстраивания концепта развития отрасли на перспективу.
К примеру, отрасли остро необходимы инвестиции, вложенные в процесс модернизации, что сможет стабилизировать тарифный рост. А значит, сфера ЖКХ должна стать более привлекательной для бизнеса, о чём сейчас много говорится с разных трибун. Прежде всего речь идёт о долгосрочных планах правительства страны по переходу к тарифному регулированию, что абсолютно приемлемо для бизнеса. Потому как ни один инвестор не будет вкладываться в отрасль, где нет постоянных правил игры, а значит, и желаемой стабильности - ведь закон бизнеса прост: деньги зарабатывают деньги. В ЖКХ же пока размер тарифов в большей степени зависит от социальных или политических факторов, нежели от экономических выгод и построенных бизнес-перспектив.
Инвестиционные программы развития сферы ЖКХ в Красноярске:
Название инвестпрограммы | Сроки реализации | Источники и объем финансирования (тыс. руб.) | Основные объекты программы | Эффект реализации |
Городская инвестиционная программа по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска на 2013-2016 гг. | 2013-2016 | Источник: Тариф на подключение к системе теплоснабжения. 1 747 983 | Два водогрейных котла КВ-ТК-100 с суммарной тепловой мощностью 200 Гкал/ч на Красноярской ТЭЦ-3 | Увеличение темпов капитального строительства в Советском и Центральном районах Красноярска. |
Городская инвестиционная программа по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Красноярска на 2013-2016 гг. | 2013-2016 | Источник: Тариф на подключение к системе теплоснабжения. Всего 574 803, в том числе: | Проектирование и строительство тепловых объектов, в том числе: | Увеличение темпов капитального строительства в Свердловском, Октябрьском, Железнодорожном и Центральном районах города, создание необходимого гидравлического режима |
2013-2016 | 121 380 | Тепломагистраль диаметром 1000 мм в теле строящегося автомобильного моста с правого на левый берег р. Енисей протяженностью 1,3 км | ||
2015-2016 | 71 445 | Теплотрасса Ду 1000 мм на участках от ПНС-10 - четвёртый мост через Енисей (в обоих направлениях) общей протяженностью приблизительно 6 км | ||
2013-2016 | 119 558 | Первый этап участка магистральной тепловой сети в районе улицы Партизана Железняка длиной 1,5 км | ||
2013-2016 | 141 743 | Тепловые сети на улице Королева в Свердловском районе | ||
120 676 | Участки внутриквартальных тепловых сетей от точек подключения к сетям строящихся капитальных объектов до границ земельных участков заказчиков | |||
По развитию объектов, используемых в сфере электроснабжения города Красноярска | 2012-2016 | Источник: прибыль, средства амортизации 139 584 | Модернизация открытого распределительного устройства напряжением 110 кВ головной понизительной на острове Нижнеатамановский. Установка новой комплектной трансформаторной подстанции «Мокрый лог». Модернизация оборудования 15 трансформаторных подстанций. Перекладка кабельных линий с установкой приборов учета электрической энергии |