Новости

ВТО уже с нами

ВТО уже с нами

Чтобы угрозы стали ресурсами, надо объединиться

На предстоящем городском форуме одной из наиболее обсуждаемых станет тема вступления России в ВТО и последствия этого для нашего города. Не потому, что это модная тема. Просто Всемирная торговая организация придёт в каждый дом. Одно из наиболее приятных последствий - расширение ассортимента товаров и услуг при прогнозируемом снижении цен на них. Однако есть и другие, не столь позитивные моменты, которые принято называть угрозами. Действительно ли это угрозы, или их надо воспринимать как вызов, или даже ресурс развития? Об этом размышляли наши эксперты на состоявшемся в редакции газеты «Городские новости» круглом столе.

Татьяна Зеленская:

- Одна из основных задач городского форума - оценка потенциала Красноярска с точки зрения наших плюсов и минусов, с учётом того, что вступление в ВТО скажется на всех субъектах бизнеса, многие из которых сегодня не представляют всех последствий этого шага. Наиболее подготовлены к изменившейся реальности крупные компании. Наша задача - выявить узкие места и превратить минусы в плюсы. Если механизмы наработаны, то они связаны с импортом. Что касается экспорта, то наработок крайне мало, поэтому необходимо обучать представителей нашего бизнеса новым для них компетенциям. Плюсы, несомненно, просматриваются в расширении ассортимента и ощущении себя городом мира. Пока мы себя по многим анализируемым фактором городом мира назвать не можем. И из этих плюсов я вижу главный: если мы видим расширение ассортимента как товаров для потребления, так и товаров для промышленного производства, то это расширение и инвестиций, и инвестиционных механизмов, которые сюда придут вместе с ВТО. Потому что ограниченность инструментов сегодня есть - это наш банковский сектор, прямые инвесторы в ряде отраслей. Развитие инвестиционных инструментов и приход инвесторов - тот плюс, к которому, я считаю, надо готовиться. Но я не буду говорить о минусах, которых очень много и которые, прежде всего, связаны с низкой конкурентоспособностью нашего бизнеса. Самое главное, с чем мы столкнулись, участвуя вместе с центром стандартизации в акции по продвижению товаров наших производителей «Сто лучших товаров России», - необходимо позиционирование, чтобы научиться занимать достойное место. Потому что есть неконкурентоспособные товары, а есть хорошие товары, на которые нет средств для продвижения. И вот эту просветительскую, регулирующую деятельность мы видим одной из задач города и готовы представить наше видение, как это сделать, на форуме.

Виктор Зубарев:

- Какие вопросы для обсуждения на городском форуме представляются наиболее важными? Увеличение конкурентоспособности бизнеса всегда ведёт к позитивным процессам, если условия равные. Рост налоговой базы через инструменты, которые имеются у государства, региональной власти, местного самоуправления, - это всегда даёт возможность для развития предпринимательства. А ВТО - та угроза, которая стимулирует предпринимателя производить продукты качественные, дешёвые. Вопрос стоит о том, как региональная и местная власть будут стимулировать те или иные отрасли финансовыми и организационными ресурсами, снижением барьеров, чтобы в итоге наш бизнес мог конкурировать на глобальных рынках услуг и товаров, которые придут к нам после вступления в ВТО. Поэтому для меня на форуме важно рассмотрение конкретных механизмов, конкретных мер поддержки предпринимателей. Нужно выяснить их запросы - что необходимо нашему предпринимателю, который попал в затруднительное положение в связи со вступлением в ВТО. Что ему требуется, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. На первом этапе участие государства и понимание обществом этой проблемы достаточно важно. Выявить запросы бизнеса, сформировать программу поддержки, разбить её на этапы и, помимо защиты своего рынка, производить экспансию на мировые рынки. Не только на Россию, но и на Юго-Восточную Азию, которая открывает для нас колоссальные возможности. Пример - что могло бы получиться из строительства дороги Кызыл - Курагино? Это самое ближайшее окно для захвата рынков Монголии, Китая, Индии той сельхозпродукцией, которая выращивается у нас на юге и западе Красноярского края. Строительство специальных вагонов для перевозки зерна и бесконечный, огромный поток людей, которые хотят каждый день кушать - Китай и Индия... Это хорошо. И ВТО даёт такие возможности. А что нужно сделать, чтобы помочь? Построить эту дорогу. Построить завод по производству вагонов. Создать условия по увеличению урожайности и максимальному использованию земель - это задача, которая стоит сейчас перед нами. И мы в нашем комитете уже работаем в этом направлении.

Михаил Васильев:

- Я бы не переоценивал угрозы ВТО. Поясню почему. Это просто торговая организация. И со вступлением в неё для России впервые открываются мировые рынки. В этом смысле можно ожидать только плюсов. Вот раньше наши товары не пускали никуда, а сейчас, пожалуйста, приходите и торгуйте. На равных условиях со всеми остальными. Но зеркально и мы свои рынки открываем для их товаров. Тут возникает главный вопрос: чем нам-то торговать? Простой взгляд показывает, что не так уж много мы можем предложить. В советское время, скажем, доля машиностроительной продукции в экспорте была значительно больше доли углеводородов. Об этом мало кто сейчас вспоминает, но наши станки покупали не только страны СЭВ, но и Швейцария, и Америка в том числе. Объём и разнообразие экспортного рынка Советского Союза были неизмеримо больше, чем сейчас. Сегодня мы получили возможности реализовать свою продукцию на мировом рынке, но этих возможностей очень мало, и Красноярский край здесь не исключение. Есть две полярные группы оценок, как вхождение в ВТО повлияет на наш регион. Представители первой группы говорят, что не повлияет никак, поскольку наша основная статья экспорта - сырьё, а эти поставки не так сильно регулируются методами ВТО. Других товаров с территории края мы не экспортируем. А по импорту товаров большую часть пользы получит население Красноярского края и города Красноярска. И это не может не радовать, потому что все признают, что в перспективе ближайших пяти-семи лет ожидается снижение цен на товары бытового назначения, в силу того, что снизятся таможенные барьеры. Отчасти получат преференции наши промышленные предприятия, которые ввозят сюда оборудование, по той же самой причине. Это позволит с меньшими затратами модернизировать производство.

По мнению другой группы экспертов, край попадает в зону риска. Проблемы возникнут у предприятий пищевой промышленности, легкой промышленности, ряда других отраслей. В связи с этим может возрасти безработица до уровня, примерно в два раза превышающего сегодняшний. Это не катастрофа, а сигнал для региональных властей, что нужно готовиться и формировать программы занятости. Понятно, что это не будет одномоментно - ни с 1 января, ни с 1 мая. Процесс вымывания локальных производителей растянется на достаточно длинный период, и у власти есть время для маневра.

Но нельзя думать, что не будет отраслей, которых это не коснётся. Сегодня многие говорят, что влияние ВТО на сырьевые предприятия не будет ощутимым. Но те, кто глубже изучил проблему, не исключают возможности серьёзных судебных разбирательств по поводу цен и себестоимости производимой этими компаниями продукции. В силу того, что ряд российских сырьевых корпораций не несёт тех финансовых издержек, которые в соответствии с методиками ВТО являются обязательными. Образно говоря, если ты не вкладываешь в экологию те объёмы средств, которые тратят аналогичные западные производства, то это означает, что твои цены неправильные, и ты, по сути дела, демпингуешь на мировом рынке. И означает, что тебе будет нельзя продолжать это делать. В рамках ВТО это будет регулироваться механизмом судебных разбирательств, последствия которых я предсказать не берусь. Но хочу сказать, что придуманная нами сверхэффективность отдельных сырьевых компаний - лишь следствие того, что они не несут той общественно полезной нагрузки, которая признана во всём мире необходимой. Не подлежит сомнению, что будут серьёзные проблемы в тех отраслях, которые мы сегодня считаем наиболее эффективными. Я об этом говорю потому, что о проблеме надо думать сейчас, и заниматься вопросом надо всем, от федерального правительства до руководства компаний.

Ещё одна проблема - кадровая. Не в том смысле, что сегодня невозможно найти квалифицированного сварщика или слесаря. Нет опыта внешнеторговой деятельности. А специалисты в этой области понадобятся любому предприятию, которое захочет экспортировать свои товары за пределы Российской Федерации.

Александр Левицкий:

- За 19 лет, в течение которых шёл переговорный процесс по вхождению в ВТО, правительство Российской Федерации приняло более 580 нормативно-правовых актов, которые являются необходимым условием членства в ВТО. По планам, осталось ещё принять совсем немного законодательных актов, которые позволяют Российской Федерации стать полнокровным участником Всемирной торговой организации. Мы вступили в систему болонского образования, подписали закон о техническом регулировании, о конкуренции, о защите прав потребителей... С 1 января 2013 года вступит в действие новый закон о бухгалтерском учёте, который будет вестись по международным стандартам. И в этом смысле мы уже вступили в ВТО. Благодаря поэтапной работе все эффекты ВТО уже проявляются. Уже зашли к нам нерезиденты РФ, они работают не только в сфере торговли, но и в сфере услуг. В образовании, в медицине, в науке. Даже в космической области. Объём иностранных заказов ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» после подписания тех нормативно-правовых актов, о которых я говорил, повысился примерно в три раза.

Что в же будет происходить в Красноярске? Понятно, что малый и средний бизнес, составляющий примерно тридцать процентов экономического пространства, испытает основную нагрузку от захода нерезидентов. И основная его проблема в том, что он не привык конкурировать. У нас конкуренция практически отсутствовала. Единственный способ для малого и среднего бизнеса выстоять в этой борьбе - объединить свои интересы. Это объединение интересов и есть то, что называют кластером. Но для России ничего нового в кластерном подходе нет. Издавна купцы в России объединялись в консорции и решали какие-то конкретные задачи. Сейчас мы пытаемся к этому вернуться.

Можно рассуждать о глобальных, всероссийских последствиях вступления в ВТО. Но малый и средний бизнес развивается в городах. И в этом смысле мы можем говорить о конкуренции городов. Главный вопрос, который должен обсуждаться на форуме в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, - задачи власти по созданию условий для местного бизнеса, в которых он мог бы успешно конкурировать. При этом надо понимать, что никакие традиционные меры регулирования не действуют, более того, они прямо запрещены. Основополагающий принцип ВТО - главенство потребителя. Значит, власть не может более определять, какие отрасли требуют развития или поддержки. Это не означает невозможность, например, субсидирования. Но государственные деньги можно вкладывать лишь в то, что не влияет на себестоимость продукции - например, дороги, связь, иные инфраструктурные проекты. Прямое субсидирование, например, дотации на ГСМ для сельхозпроизводителей, более невозможно. Нужно искать совершенно иные формы. И это основная проблема для города, который должен сегодня вырабатывать новые стратегии.

Я не вижу никаких отрицательных последствий ВТО, если воспринимать так называемые угрозы как ресурсы, которые можно использовать.

Михаил Васильев:

- Есть одно существенное дополнение. Да, кластер в понимании объединения, защищающего интересы бизнеса, - единственная форма защиты наших предпринимателей. Но исторически кластеры формировались «снизу» - инициативой самих предпринимателей. Сегодня они формируются «сверху» - властью. Причём приходится преодолевать громадное сопротивление. Это потрясающе удивительно, поскольку отсутствует понимание, что только собственной инициативой, только объединением «низы» могут спасти себя. Ни губернатор, ни президент здесь не помогут.

Александр Левицкий:

- И в этом смысле крайне важна роль больших союзов - промышленных, сельскохозяйственных, отраслевых, территориальных, любых. Они нужны для того, чтобы там собирались люди, которые понимают законодательную практику, знают общие тенденции, практику взаимодействия с властью, принятия коллективных решений. А кластер - это штука, объединяющая их же, но на экономических основаниях. И власть должна объяснять бизнесу: важны вот эти большие союзы.

Татьяна Зеленская:

- Когда мы говорим о кластерах, прежде всего надо обозначить критерии, по которым оцениваем: есть кластер, или его нет. Основываясь на международно принятых критериях, мы идентифицировали в Красноярске 17 кластеров. Сегодня мы ревизуем их, выясняем, насколько прочны корни, какое влияние на тот или иной кластер может оказать изменение экономических условий. Действительно, очень сложно создавать кластеры сверху. В процессе работы по созданию кластерного центра мы впрямую столкнулись с этими проблемами. Сегодня мы уже работаем с прицелом на ВТО - собираем информацию, думаем о том, что можно «посадить» на наши промплощадки. Мы изучили все рейтинги, направили массу писем во все регионы России: какое производство хочет к нам зайти, и что ему нужно, чтобы этот процесс стал максимально комфортным.

Виктор Зубарев:

- А в крае мы в инициативном порядке выносим на обсуждение выделение 12 миллионов рублей на изучение промышленных площадок в рамках Красноярской агломерации. Цель та же - определить, какое производство мы можем сюда «подтянуть».

Татьяна Зеленская:

- Во время сегодняшнего обсуждения был назван ряд серьёзных аспектов, важных для развития городской среды Красноярска в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Я думаю, что все эти аспекты будут подробно обсуждены в рамках предстоящего городского форума, и мы сможем выработать программу изменений, корректирующих нашу стратегию. Тем более что такой опыт есть. Нам неоднократно приходилось перестраиваться в процессе движения - ведь в современных условиях ситуация меняется слишком быстро, чтобы создавать программные документы на века. ВТО - очередной вызов, который, как я надеюсь, мы сможем достойно принять. И не только принять, но и использовать все наши конкурентные преимущества, для того, чтобы занять достойное место в мировом экономическом пространстве.

Татьяна ЗЕЛЕНСКАЯ, заместитель главы города - руководитель департамента экономики:

- Одна из основных задач городского форума - оценка потенциала города с точки зрения наших плюсов и минусов, с учётом того, что вступление в ВТО скажется на всех субъектах бизнеса, многие из которых сегодня не представляют всех последствий этого шага.

Виктор ЗУБАРЕВ, председатель комитета Законодательного собрания Красноярского края по промышленности и жизнеобеспечению:

- Наиболее важными для обсуждения на городском форуме представляются вопросы увеличения конкурентоспособности бизнеса, которое всегда ведёт к позитивным процессам, если условия равные. Рост налоговой базы, через инструменты, которые имеются у государства, региональной власти, местного самоуправления - это всегда даёт возможность для развития предпринимательства.

Михаил ВАСИЛЬЕВ, председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края:

- Исторически кластеры формировались «снизу» - инициативой самих предпринимателей. Сегодня они формируются «сверху» - властью. Причём приходится преодолевать громадное сопротивление. Это потрясающе удивительно, поскольку отсутствует понимание, что только собственной инициативой, только объединением «низы» могут спасти себя.

Александр ЛЕВИЦКИЙ, директор центра социально-экономического мониторинга при правительстве Красноярского края:

- Надо понимать, что никакие традиционные меры регулирования не действуют, более того, они прямо запрещены. Основополагающий принцип ВТО - главенство потребителя. Это значит, что власть не может более определять, какие отрасли требуют развития или поддержки. И это основная проблема для города, который должен сегодня вырабатывать новые стратегии.

При подготовке использованы материалы Информационного агентства «Городские новости. Красноярск». Свидетельство о регистрации ИА № ТУ 24-00424

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА