Новости
Что даёт обучение в автошколе
Сесть за руль запретит психолог
Пару недель назад моя подруга Маша, курсантка одной из красноярских автошкол, сдавала экзамен на получение водительского удостоверения. В контрольном списке она была последней, поэтому воочию могла наблюдать, как сдают предыдущие кандидаты в водители. Из пяти претендентов повезло только двоим, и то «повторникам». Остальные допустили грубейшие ошибки: остановка на пешеходном переходе, разворот в неположенном месте, одна дама умудрилась чуть не сбить пешехода. Кстати, с первого раза Маша тоже не сдала: не пропустила помеху справа, чем и создала аварийную ситуацию.
Глядя на это, можно сделать вывод - курсанты «запоролись» на элементарных вещах, хотя все уже сдали теорию, соответственно, с правилами дорожного движения подробно знакомы. И учебно-экзаменационные маршруты знают от и до, ведь их в нашем городе всего четыре и по каждому несколько раз в неделю курсант катался с инструктором, соответственно, где какой светофор, разметка и знак - должен бы помнить. Но нет, цифры статистики говорят обратное. Если в 2008 году экзамен с первого раза сдавали 70 процентов курсантов, то по данным за 2012 год - всего 49,4. Причём, как отмечают в ГИБДД, обычно те, кто не сдал с первого раза, во второй раз также проваливаются.
Эксперты бьют тревогу. Уровень подготовки водителей существенно снизился, на что указывает не только экзаменационная статистика, но и более страшные цифры - количество аварий с участием автомобилистов-новичков. Только за 2012 год на территории Красноярского края по вине водителей со стажем менее трёх лет произошли 727 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 67 человек, 1 040 получили увечья различной степени. То есть каждое шестое ДТП произошло по вине автомобилиста с водительским стажем до трёх лет.
- За последние годы подготовка водителей действительно оставляет желать лучшего, - говорит Андрей Полевой, старший инспектор отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД Красноярского края, подполковник полиции. - А раз есть проблема, её необходимо решать. Требуется полная модернизация образовательной системы подготовки водителей и формата приёма экзамена на получение водительского удостоверения, как практической, так и теоретической части. Поэтому разработан проект административного регламента, в котором подробно расписаны эти пункты. Сейчас он находится на доработке, но в ближайшее время вступит в силу.
Красноярские эксперты выделяют целый «букет» причин, по которым качество подготовки водителей стремительно падает. Как ни странно, одним из камней преткновения качества стало количество автошкол. Сегодня курсы подготовки найти очень просто: вышел из дома, прошёл пару улиц или домов - и вот, пожалуйста, автошкола, а то и не одна. Разброс цен от 13 500 до 20 000 рублей. С одной стороны, это очень удобно, ведь хорошо, что есть выбор. Но с другой - вопрос качества остаётся открытым. По словам экспертов, небольшие новые автошколы обычно открывают бывшие инструкторы, люди, не имеющие управленческо-организационного опыта и средств для оснащения необходимой материально-технической базы. Снял два-три офиса под учебные классы, в наличии две машины, и то не всегда оборудованные согласно требованием. И всё! Можно обучать. Только вот автодрома нет, соответственно, одно звено из обучения уже выпало, медицинского оборудования и манекенов тоже нет - второе звено. Кроме того, квалификация педагогического состава остаётся под сомнением. И в конечном итоге курсанту остаётся самостоятельно читать ПДД и, уповая на «профессионализм» инструктора, накатывать с ним часы по городу.
- Наличие автодрома - обязательное требование, и на сегодняшний день, открывая автошколу, вы уже должны иметь соответствующую материально техническую базу, - говорит Евгения Купша, начальник отдела лицензирования службы по контролю в области образования Красноярского края. - Ранее для получения лицензии на оказание услуг автошколе достаточно было предоставить акт обследования материально-технической базы сотрудниками ГИБДД, нам оставалась только документарная или плановая проверка, которая проходит всего раз в три года, и то только после согласования с прокуратурой. Теперь всё иначе. С начала этого года действуют новые правила, автошколы вместо акта, составленного сотрудниками ГИБДД, предоставляют сведения, которые заполняют сами. То есть описывают всё, что у них есть, автодром, манекены, учебные пособия и так далее. Мы получаем заявку и совместно с представителями ГИБДД выезжаем в эту автошколу. Проверяем, всё ли из того, что заявлено в перечне, действительно присутствует и соответствует надлежащему качеству. Такой метод значительно эффективнее и удобнее, теперь мы можем оценить ситуацию воочию и понять, действительно ли в школе есть всё необходимое для подготовки водителей.
Кроме материально-технического оснащения немалую роль играет ранее упомянутая квалификация преподавателей, и в первую очередь - мастеров производственного обучения (инструкторов). Многие автошколы набирают «педагогов», что называется, с улицы, либо готовят их самостоятельно, при наличии в лицензии автошколы данной программы. Для того чтобы стать мастером производственного обучения, кандидату достаточно пройти подготовку всего 72 часа, для сравнения, к примеру, в Германии инструктор обучается 700 часов.
Удивительный факт, но в российском классификаторе профессий даже не существует должности «мастер производственного обучения». Соответственно, и как таковых профессионально-образовательных программ для него тоже нет. В ноябре прошлого года Министерство образования и науки РФ вынесло на обсуждение два проекта, касающиеся непосредственно образовательных программ для инструкторов автошкол, в которых проговаривается и увеличение количества часов для подготовки мастера производственного обучения, и необходимость психологических и педагогических навыков у инструктора. Пока проекты не приняты, но острая необходимость в подобных мерах назрела давно.
Стоит отметить, что помимо перечисленных факторов к одной из причин неуспеваемости курсанта эксперты относят психофизиологические особенности. Учёные из Воронежа провели тестирование, в ходе которого выяснили, что каждый тринадцатый курсант, приходящий в автошколу, психологически не готов сесть за руль, он не может преодолеть свой страх, не в состоянии понять алгоритм действий на дороге.
- У нас в автошколе был курсант, ему потребовалось 78 часов, чтобы понять, что он никогда не сможет сесть за руль, - говорит Валерий Запрудский, начальник учебно-производственного центра кафедры «Тракторы и автомобили» КрасГАУ. - И хорошо, что он понял это сам, а не после какой-нибудь аварии. В автошколу необходим «входной» билет, психологическое тестирование и консультирование предполагаемых кандидатов в водители. В начале девяностых годов у нас в городе успешно работали экспресс-курсы подготовки водителей. Чтобы на них попасть, необходимо было сдать вступительный экзамен. Кандидата в курсанты тестировали, изучали его личные данные, способности к обучению, проверяли на стрессоустойчивость и только после этого допускали к обучению в автошколе. Сейчас у нас входного контроля нет, поэтому мы обучаем каждого желающего. Более того, у инспектора тоже нет контрольных рамок, когда, например, после третьего раза он может сказать курсанту, что третья попытка последняя.
28 марта в Подмосковье пройдёт конференция, где соберутся представители автошкол со всем России, по итогам которой и станет ясно, какие изменения предстоят в системе подготовки водителей, и самое главное - какие новшества ожидают курсантов на экзамене.