Новости
Стоит ли выдавать права с 16 лет?
За руль после игрушки
Ушибы и шок - это последствия аварии, которая произошла с 21-летней студенткой в конце января на улице Взлётная. Девушка переходила дорогу по зебре и попала под колёса иномарки, которой управляла 17-летняя школьница. Оказалось, что девочка без спроса взяла машину у своего отчима. Никаких прав при ней, конечно же, не было.
Тяга несовершеннолетних к рулю с каждым годом всё увеличивается. Нередко происходят скандалы, приковывающие внимание общественности. Чего стоит недавнее видео с восьмилетней девочкой, управляющей автомобилем на загородной трассе в Ленинградской области. Нерадивый отец уговаривал разогнаться свою дочурку до 100 км/ч, а безбашенная мамаша всё снимала на камеру. Таким образом родители хотели помочь самоутвердиться девочке среди сверстников - показать, на что она способна, выложив ролик в сети.
Таких случаев по всей России можно насчитать сотни. И попустительство взрослых здесь является лишь одной из первопричин. Во многом подстёгивающим фактором становится модель поведения, которую подросток черпает из масс-медиа и своего окружения. Если в американских фильмах на выпускной бал школьники приезжают на собственных автомобилях, то чем я хуже?
Недавно федеральное Министерство транспорта предложило разрешить выдавать права с 16 лет. Логика у чиновников есть: если нельзя остановить подростков в тяге к рулю, то пусть уж знают правила. Тем более что опыт Германии и США, где несовершеннолетние юноши и девушки являются полноправными участниками дорожного движения, зарекомендовал себя с положительной стороны. Молодые водители не только лучше усваивают теоретическую программу, но и реже других попадают в ДТП. А если принять соответствующий закон, то вместе с новыми профессионалами появятся и новые трудовые ресурсы. Экскаваторщики, трактористы, дальнобойщики - в пополнении этих кадров заинтересована экономика страны.
Предложение не ново и обсуждалось в общественных кругах с завидной регулярностью. Последний раз идею выдавать права с 16 лет озвучивало Министерство МВД в 2005 году. Тогдашний замминистра Александр Чекалин даже говорил, что «если молодой человек решил сесть за руль, его уже не остановишь». И действительно, статистика подростковых преступлений в нашем крае, со слов руководителя регионального МВД Вадима Антонова, даёт крен в сторону нарушений закона, связанных с угоном или кражей автомобилей. Так не проще ли сделать послабления для группы шестнадцатилетних? Но в то же время другая статистика говорит о том, что из двух тысяч аварий около 300 происходит по вине водителей, имеющих стаж от одного до трёх лет - в основном молодых. Поэтому в целом красноярское ГИБДД выступает против разрешения прав с 16 лет. Хотя, по словам инспекторов, об этом можно было бы задуматься, если бы правила дорожного движения вошли в курс школьной программы.
Заместитель председателя Красноярского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Черепанов считает, что в действительности теоретическую часть молодые люди усваивают лучше тех, кто уже находится в возрасте. У них также лучше развита реакция. Однако их психологическая подготовка, осознание того, что автомобиль наравне с оружием является источником повышенной опасности, оставляют желать лучшего.
- У шестнадцатилетнего мировоззрение только-только формируется и разительно отличается от взрослых, - заявляет Владимир Еремеевич. - Молодые люди зачастую не понимают той ответственности, которая ложится на водителя. Что же касается Европы, то там совершенно другой менталитет и система обучения. На Западе программу подготовки водителей формируют профессионалы - те, кто имеет водительский стаж по 30-40 лет. У нас же всё зависит от государственных органов, и я скажу, что та методика оценки качества подготовки курсанта, которая у нас сегодня работает, не отвечает безопасности дорожного движения. Так что рано принимать это нововведение, но необходимо реформировать систему подготовки водителей.
Красноярский психолог Андрей Зберовский придерживается такой же точки зрения. По его мнению, выдачу прав стоит оставить с достижения совершеннолетия. Но психологической подготовке будущих водителей стоит уделить отдельное внимание.
- Самые отъявленные гонщики на дорогах - это молодёжь, - заявляет Андрей Викторович. - Они же зачастую становятся первыми виновниками создания аварийных ситуаций. Вы просто обратите внимание, как воспитываются наши дети. По статистике, 70 процентов растёт в неполных семьях. Это значит, что единственный родитель ищет источник к заработку, а ребёнок предоставлен сам себе. В Европе и США всего около 20 процентов детей воспитывается без одного родителя, и, я считаю, сравнивать с Западом нет никакого смысла. Я против того, чтобы выдавали права с 16 лет. Во-первых, качество наших дорог оставлять желать лучшего. Во-вторых, общая культура вождения участников дорожного движения вместе с пополнением маргиналами только ухудшится, а уровень нервозности и конфликтов вырастет. В-третьих, мы рискуем, что треть наших детей либо погибнет, либо станет инвалидами.