Новости

Владимир Щербенин: «Электронные торги позволяют найти баланс между интересами бизнеса и потребностями бюджета»

Владимир Щербенин: «Электронные торги позволяют найти баланс между интересами бизнеса и потребностями бюджета»

Взлёт на 900 процентов

В Красноярске активно внедряются новые формы торгов, которые уже показали себя как эффективный инструмент управления городским имуществом. В частности, речь идёт об аукционах на право размещения рекламных конструкций. Как отметил руководитель департамента муниципального заказа Владимир ЩЕРБЕНИН, первые торги состоялись ещё в сентябре 2012 года и показали очень интересные результаты - конечная цена проданных объектов многократно превысила начальную, а активность участников была очень высокой.

- Правда, первый опыт не обошёлся без эксцессов, - говорит Владимир Щербенин. - На электронную площадку была организована DDOS-атака, что, впрочем, не привело к срыву аукциона. В дальнейшем торги проводились по установленному графику. Последние состоялись буквально на днях, 18 марта, и завершили график аукционов на первый квартал 2013 года.

- Как можно охарактеризовать итоги этих торгов?

- Результаты проведённых аукционов можно оценить очень оптимистично. Сегодня бизнес воспринимает этот механизм как данность, хотя ещё недавно представителями сообщества рекламистов высказывалось много негативных мнений. Одним из аргументов противников электронных торгов на право размещения рекламных конструкций был следующий: местные компании не смогут противостоять московским конкурентам. Практика, однако, показала обратное. Большинство из победителей торгов - красноярские предприниматели.

Интересными оказались и результаты последнего аукциона. Было выставлено 11 объектов, на которые претенденты подали 151 заявку. При этом нельзя сказать, что бизнесу интересно всё, что выставлено на торги: нет, представители рекламных компаний чётко понимают, что им выгодно, а что нет. Например, один из представленных объектов собрал всего пять заявок и в итоге не был продан. Зато к остальным десяти конструкциям был проявлен недюжинный интерес. Так, на объект по улице Ладо Кецховели в процессе аукциона было подано 123 ценовых предложения. А абсолютный рекорд торгов - 143 ценовых предложения. Это говорит о динамике и степени заинтересованности участников. В итоге по десяти рекламным конструкциям были определены победители, причём восемь из них - красноярцы. Начальная цена на все объекты составляла 1 523 812 рублей. Реальная же цена, предложенная победителями, оказалась многократно выше - 14 780 718 рублей. Иначе говоря, рост составил 969 процентов. При этом победителей активно подпирают те, кто оказался на втором месте. Это важно, потому что есть случаи, когда, те, кто выиграл торги, отказываются от заключения договора аренды, и тогда право переходит к тем участникам, которые оказались на втором месте. В данном случае, если гипотетически предположить, что от заключения договоров откажутся даже все победители и это право перейдёт к уступившим им конкурентам, то общая цена уменьшится всего на 150 000 рублей.

Большинство из победителей торгов на право размещения рекламных конструкций в нашем городе - красноярские предприниматели. А значит, местный бизнес вполне способен противостоять московским конкурентам.

- Таким образом, есть все основания утверждать, что такой способ предоставления мест для размещения рекламных конструкций является высокоэффективным с точки зрения интересов бюджета?

- Всего за 2012-2013 годы выставлено 285 объектов. Есть торги, которые не состоялись, но это не более пяти единиц, причём эти конструкции, естественно, будут выставляться повторно. Есть и предприниматели, амбиции которых оказались больше их возможностей, и, победив в торгах, они отказались заключать договор - таких тоже не более полудесятка. Безусловно, большое значение имела подготовка к торгам - обучение участников, разбор ситуаций с депутатами, всё это сформировало правила, которых придерживаются все участники торгов. И однозначно бизнес, участвуя в торгах, сегодня вкладывает в развитие города деньги, реально соответствующие возможностям этой отрасли.

- Как мы знаем, есть и второе направление, которое освоил департамент муниципального заказа - торги на право размещения временных сооружений. Об этих торгах много говорилось. Высказывались сомнения, будут ли они эффективны. Во-первых, временные сооружения - не такая золотая жила, как рекламные конструкции, во-вторых, были мнения, что предприниматели, работающие в этой сфере, вряд ли смогут быстро освоить электронные торги.

- Отработанная схема организации обучения дала свои плоды.

Первые торги такого рода состоялись 11 марта и показали достаточно высокую грамотность участников. Если у кого и возникали технические проблемы, то они успешно решались. Было выставлено десять объектов (киосков). Причём расположены эти объекты не в самых привлекательных районах города, а скорее на его окраинах: улицы Фестивальная, Даурская, Свердловская. Все предложенные участки перспективные - на них нет действующих торговых точек. Поэтому бизнесу предстояло, исходя из личного опыта, оценить их стоимость. Количество заявок в сравнении с аукционами на право размещения рекламных конструкций оказалось небольшим - всего 31. Но большой конкуренции и не ожидалось - как уже говорилось, места не самые привлекательные для бизнеса. Некоторые участки были проданы по начальной цене - 15 080 рублей. В эту сумму включены только прямые затраты по подготовке земли к торгам, в частности, львиную долю занимает оплата разрешения Роспотребнадзора на использование участка для данного вида деятельности. Общая начальная цена, таким образом, составила около 150 809 рублей. Победители определились по девяти объектам, по одному торги не состоялись. При этом, казалось бы, весьма скромном интересе участников итоговая суммарная цена составила 1 031 533 рубля. То есть 684 процента роста. Таким образом, уже первый результат показал чрезвычайную перспективность этого направления для города.

- Очевидно, речь прежде всего о поступлениях в бюджет?

- Дело не только в этой стороне вопроса. Сегодня городская власть не располагает полными данными о рыночной ценности того или иного участка земли - для этого необходимо было бы проводить специальные исследования. Результаты аукционов дают чрезвычайно ценную информацию о стоимости с точки зрения действующего бизнеса. А эти данные могут быть использованы для более точных расчётов действительной ценности того или иного участка.

- Есть ли новые направления развития торгов?

- Есть. Это направление, достаточно узкое с точки зрения экономических интересов, но весьма значимое в социальном смысле - торги на право оказания возмездных услуг парковочных комплексов проката спортивного инвентаря. Здесь сложилась весьма острая конфликтная ситуация, которую необходимо разрешить. Учитывая это, департаменту муниципального заказа поручено в кратчайшие сроки организовать и провести аукционы, по результатам которых места проката спротинвентаря (речь идёт о прокате велосипедов на острове Татышев) получат юридический статус. Сегодня определены 25 объектов, по которым 22-23 апреля пройдут первые электронные торги.

Форма аукциона на право использовать то или иное имущество, принадлежащее муниципалитету, будет, очевидно, развиваться и далее. При этом необязательно, что торги будут проходить только в электронной форме. Главное - обеспечить максимальную открытость и прозрачность процедур. В соответствии с действующим законодательством, в том числе Градостроительным кодексом, положениями, которые утвердило правительство в отношении торгов, сегодня тщательно разрабатывается вся документация: на заключение права аренды, выкупа этих участков. Торги будут проводиться в ручном режиме, то есть не в электронном формате.

До сих пор для проведения таких аукционов привлекалась сторонняя организация, с которой заключался соответствующий договор. Однако специализированной организации необходимо платить. Речь идёт о сотнях тысяч рублей, которые бюджет может использовать на другие цели.

Задача совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью требует создания эффективных инструментов. И в этом смысле торги, которые сегодня проводит департамент муниципального заказа, позволяют найти реальный баланс между интересами бизнеса и потребностями бюджета. Ведь предприниматели предлагают ровно столько, сколько считают возможным, для того чтобы вложение было прибыльным. И, как оказывается, реальный вклад бизнеса в развитие города может быть значительно большим.

PS: 19 марта Государственная дума приняла во втором чтении закон о Федеральной контрактной системе. Это означает, что в системе муниципального заказа многое изменится. Но одно останется главным: сделать процесс торгов, чего бы они ни касались, максимально прозрачным и эффективным.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА