Новости
Опера с приставкой «Нано»
Второй этап международного конкурса молодых оперных режиссёров «НАНО-опера», объявленного Московским театром «Геликон-Опера», прошёл в Красноярском театре оперы и балета. Конкурсанты делали не целый спектакль, а микроформы - одну арию, дуэт, хоровую сцену.
Свои постановки фрагментов опер из репертуара Красноярского государственного театра оперы и балета, Красноярского музыкального театра и Железногорского театра оперетты представили на суд жюри и публики молодые режиссёры, самому старшему из которых не исполнилось ещё 40 лет.
- Современной опере недостаёт профессионалов, умеющих работать с актёрами, - считает режиссёр Эстонской национальной оперы Неэми Куниганс. - Сценографических идей достаточно, можно выработать гениальную концепцию постановки, но не в этом искусство режиссёрской профессии. И задача красноярского этапа конкурса - выявить среди участников, которые пробуют свои силы в творчестве, способность в короткий срок поставить сцену с незнакомыми актёрами.
Как отмечает художественный руководитель и директор Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац Георгий Исаакян, профессиональные режиссёры - до сих пор уникальное явление, несмотря на ежегодный выпуск студентов соответствующих вузов. По-прежнему в этой профессии выше всего ценится дарование. Задача конкурса - дать раскрыться таланту режиссёра в условиях практической работы.
Оперный режиссёр Дени Криф признался, что сам бы участвовал в этом конкурсе, если бы позволил возраст. В Европе проводят виртуальный конкурс для молодых режиссёров, и только победителю достаётся возможность реализовать концепцию на практике. Проект «НАНО-опера» уникален тем, что каждый участник представляет публике и жюри свою мини-постановку.
Концертная программа из конкурсных пятнадцатиминутных фрагментов позволила зрителям судить о некоторых современных тенденциях музыкальной драматургии. Приятно заметить, что эти тенденции совершенно разные.
Участники обращались к жанру классической оперетты. Дуэт «Как можно цирка не любить» («Мистер Икс» И. Кальмана) с участием солистов Железногорского театра оперетты поставила Капитолина Цветкова. Терцет «За что, о Боже мой» из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса представил Денис Радченко, работавший с солистами музыкального театра.
Не осталась без внимания постановщиков и советская оперетта. Дмитрий Исаичев выбрал для работы «Белую акацию» И. Дунаевского.
К операм отечественных композиторов обратились Дмитрий Белянушкин и Татьяна Миткалева. Татьяна намеренно не раскрыла свою режиссёрскую концепцию, рассчитывая на воображение зрителей. С задачей «рассказать» всю историю через правильно выбранную и поставленную сцену оперы режиссёр справилась. Дуэт Снегурочки и Мизгиря зрители назвали самым эмоциональным из всех представленных на конкурсе отрывков.
В работе Дмитрия Белянушкина зрители увидели образец классической постановки. Сцена «Баллада Томского» из оперы «Пиковая Дама» П. И. Чайковского запомнилась не только замечательным исполнением Андрея Силенко, но и великолепными костюмами, участием хора.
- На мой взгляд, опера «Пиковая дама» - самая страшная и самая красивая в мировом репертуаре, - объяснил свой выбор оперы для конкурсной работы Дмитрий Белянушкин. - Не могу сказать, что я представляю принципиально новую концепцию оперы. Скорее, возвращаюсь к замыслам композитора. Я ставлю именно произведение П. И. Чайковского, а не повесть Пушкина «Пиковая дама». Сцену «Баллада Томского» считаю ключевой в опере, это завязка сюжета. Томский у меня - один из главных героев. Это своеобразный Мефистофель, который борется за обладание душой Фауста - Германа.
Томский заманивает людей в игорный дом, это страшный, мистически привлекательный персонаж.
Режиссёр из Владикавказа Филипп Разенков представил сцену из комической оперы Г. Доницетти «Любовный напиток». Он выбрал самый абсурдный и весёлый, по его мнению, дуэт Неморино и Белькоре. Во время работы с солистами режиссёр рассказал о том, что занимается постановкой оперы «Любовный напиток» в своём театре. По замыслу Филиппа, Белькоре должен быть морским военным, а Неморино и остальные персонажи - рыбаки, живущие на побережье. Режиссёра привлекает возможность посмешить зрителя доброй весёлой сценой из оперы, а не предлагать очередную концепцию постановки.
Из девяти конкурсантов трое поставили фрагменты опер Д. Верди. Возможно, популярность его музыкальных произведений у конкурсантов связана с 200-летним юбилеем композитора. В постановке отрывков из опер этого выдающегося итальянца попробовали свои силы все обладатели дипломов красноярского этапа конкурса.
- Гениальная музыка Верди позволяет практически любые режиссёрские эксперименты, даже несколько хулиганские, - сказал Алексей Франдетти, получивший диплом III степени. - А по условиям конкурса мы должны были использовать все современные возможности театра: видеостену, компьютерные технологии. Со сценой я определился, когда увидел «Джильду». Не в каждом театре есть такая исполнительница партии Джильды. Элина Галимуллина внешне напоминает юную итальянку.
Обладатель диплома III степени Георгий Дмитриев - не только режиссёр, но и солист оперного театра. Он всегда мечтал исполнить партию Риголетто. Но, будучи басом, не имел такой возможности. Исполнение знаменитой арии Риголетто режиссёр доверил Андрею Силенко, ведущему солисту красноярской оперы.
- Идея постановки в простой и понятной философии: зло всегда возвращается к человеку, подобно бумерангу, - объясняет Георгий Дмитриев. - Трагедия шута Риголетто в том, что он долгое время не замечал своего участия в, казалось бы, чужих злодеяниях.
Для Андрея Силенко участие в проекте стало прекрасной возможностью отрепетировать партию, сформировать для себя представление об образе Риголетто, поскольку артист сейчас готовится исполнить эту партию в апрельской премьере театра.
Обладатель диплома первой степени красноярского этапа конкурса Павел Сорокин (Ростов-на-Дону) представил на суд жюри свою авторскую трактовку сцены с письмом из 4-го действия оперы «Травиата» Д. Верди. Павел единственный из конкурсантов рискнул поставить сцену с участием лишь одной солистки. В роли Виолетты выступила ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета лауреат международных конкурсов Инна Сподина. По её словам, замысел режиссёра в том, чтобы в финале оперы затронуть тему раскаяния главной героини, тему расплаты за прошлую жизнь. Виолетта умирает одна, письмо не служит утешением, не дарит надежду на ещё одно свидание с Альфредом.
Все режиссёры так или иначе попытались напомнить зрителям о том, что оперетта и опера - это не только вечно актуальная классика, но и остро актуальное направление в искусстве.
Конкурсные мини-спектакли по достоинству оценили зрители и члены жюри. Но Красноярск не прощается с молодыми талантами: один из победителей третьего, московского, этапа конкурса получит право поставить оперу на сцене Красноярского театра оперы и балета.