Новости
Андрей Лаптев: «Неталантливых детей не бывает»
Когда я оказываюсь в музыкальной школе, меня всегда охватывает сожаление. Сожаление, что когда-то в детстве я так и не закончила курс по классу фортепиано, бросила музыкалку, а мои родители не настояли, чтобы я доучилась. Понимаю, что сегодня мне бы очень пригодились те знания и умения, которые могла дать музыкальная школа. До сих пор мне кажется, что ребятишки, играющие гаммы и пьесы, какие-то особые, им ведомо нечто сокровенное, чего не дано понять тем, кто не владеет музыкальной грамотой.
Андрей Александрович Лаптев двадцать шесть лет работает директором детской музыкальной школы № 2. Сегодня эта школа - одна из ведущих в городе. Её ученики - победители многих конкурсов и участники престижных фестивалей. В 2011 году в число тринадцати молодых талантов со всего Красноярского края, отобранных независимой комиссией для участия в проекте «Денис Мацуев и «Новые имена» - регионам России», вошли четверо учащихся музыкальной школы № 2. Ученик школы Никита Гусманов получил стипендию от фонда, а Пётр Худоногов стал обладателем Гран-при. Победы ребятишек из музыкалки на правобережье доказывают, что Красноярск - город, где живут не только талантливые дети, но и педагоги.
- Преподаватели в нашей школе замечательные, - отмечает Андрей Александрович. - Сегодня у нас работают пятьдесят девять педагогов, больше половины из них - наши выпускники.
- Сейчас говорят о нехватке кадров в музыкальных школах. Вы знакомы с этой проблемой?
- Нет. Желающих работать в нашей школе довольно много. У нас даже есть возможность выбора среди претендентов.
- Как я понимаю, костяк вашего преподавательского состава - прекрасный пол.
- Как и везде. В нашей музыкальной школе работают восемь мужчин-педагогов. Конечно, плохо, что в нашей профессии не так много мужчин. Особенно они ценны при работе с мальчиками. Но, что греха таить, мужчина занимается карьерой, работой, а на женщине часто лежат все заботы о семье, быте. Поэтому им сложнее на сто процентов погрузиться в работу. Но девушки, надо сказать, работают у нас замечательные и очень талантливые.
- А почему мужчины не идут работать в музыкальные школы?
- Причина, по сути, одна - низкая зарплата. Мужчина, которому надо кормить семью, не всегда может себе позволить, даже если очень хочет, работать в сфере дополнительного образования.
- Дефицита учащихся в Вашей школе тоже наверняка нет.
- В нашей школе учатся дети со всего города. У нас серьёзный конкурс на бюджетные места: в прошлом году было десять человек на место. Приоритет отдаётся тем, кто ходит к нам на подготовительное отделение, и одарённым ребятишкам. Есть и платные классы, которые тоже востребованы. На данный момент в школе 810 учащихся, половина из них учится на бюджетном отделении. Спрос на музыкальное образование сегодня большой, поэтому мы открыли свои отделения при школе № 151 и гимназии № 11.
- А как определить талант в ребёнке?
- Уверен, все дети - талантливы, только надо рассмотреть искорку в ребёнке. Я преподаю скрипку. Когда беру малыша к себе в класс, то в первую очередь обращаю внимание на его родителей. Ведь на первом этапе обучения очень важно создать дома начинающему музыканту нужную атмосферу. Малышу нужно помогать, заниматься с ним. Особенно сложно бывает, когда совпадает первый класс музыкальной школы с началом учёбы в обычной. Мне бы хотелось, чтобы у ребёнка горели глаза, чтобы ему было интересно. Именно эти дети быстрее продвигаются вперёд.
Сегодня дети стали более развитые, коммуникабельные, чем их папы и мамы. У них намного больше возможности для развития своих способностей. Родители пользуются этим, поэтому современные дети перегружены. Им нужно успеть на английский, музыку, танцы, изобразительное искусство, в спортивную секцию… С одной стороны - это хорошо, с другой - не очень. Вечером иногда идёшь по коридору и видишь, как на диванчике спят ребятишки - до того они устают. Наверное, в определённый момент, особенно в старших классах, родителям и детям нужно сделать выбор: от чего-то отказаться и сосредоточиться на одном-двух направлениях.
- В жизни почти каждого ребёнка наступает период, когда он готов бросить занятия музыкой. Нужно ли в этом случае родителям заставлять заниматься сына или дочь? Или всё же оставить право голоса за детьми?
- Всё, конечно, индивидуально. Я не один десяток лет работаю в педагогике, и мне много раз приходилось сталкиваться с этой проблемой. Это нормально: ребёнок взрослеет, у него появляются новые интересы, ему хочется вместе со сверстниками, не обременёнными музыкальными занятиями, побегать во дворе, поиграть на компьютере. И в этом случае, наверное, родителям стоит убедить сына или дочь не бросать музыку. Когда возникает такая ситуация, мы беседуем как с родителями, так с учениками. Бывает, что ребёнку просто не нравится инструмент или он не может найти общего языка с педагогом… В любом случае мы до последнего боремся за ребёнка, за то, чтобы он продолжил обучение. Случается и так: ученик вроде бы готов заниматься, а родители не хотят из-за дефицита времени водить в музыкальную школу, следить, чтобы он занимался, возить на концерты и так далее. В этом случае приходится воспитывать уже родителей.
- Было время, когда все отдавали своих чад на фортепиано, потом все хотели, чтобы их дети играли на флейте. Сегодня есть мода на какой-либо инструмент?
- Я бы не сказал. В любом случае мы стараемся выдерживать баланс, чтобы на всех специальностях у нас были заполнены места. Ведь в оркестрах не могут играть только одни домристы или флейтисты, нужна вся инструментальная палитра.
- Сколько выпускников выбирают музыку в качестве будущей профессии?
- Каждый год у нас примерно семь-восемь выпускников поступают в музыкальное училище. Это 11-12 процентов от всего выпуска, и это неплохая цифра. Другое дело, как у них судьба складывается в дальнейшем… Профессионально занимаются музыкой далеко не все. Зарплаты у музыкантов невысокие, а работать приходится очень много.
- В прошлом году принят новый закон об образовании, который вступит в силу с 1 сентября. Он как-то повлияет на жизнь музыкальных школ?
- В советское время музыкальные школы стояли особняком. Для них были разработаны отдельные требования и стандарты, специальные программы. Во время перестройки ДМШ вывели в дополнительное образование. Поэтому долгое время музыкальные школы и школы искусств были поставлены в один ряд с детскими садами, спортивными секциями и так далее. А это значит, что требования по СанПиНам и прочие нормативы были примерно одинаковые и к музыкальным школам, и дошкольным учреждениям. А это в корне неправильно. Сейчас наконец наш статус определён: в законе «Об образовании» теперь чётко прописано, что мы относимся к школам дополнительного предпрофессионального музыкального образования. Так, например, только с этого года принято решение, что аттестацию преподавателей музыкальных школ будет проводить Министерство культуры, а не образования, что логично. Со временем, когда закон вступит в силу, нормативно-правовая база в отношении музыкальных школ будет приведена в порядок.
- Важно, чтобы дети выходили на сцену, а не только ограничивались занятиями в классе?
- Очень. Необходимо, чтобы ребёнок видел результат своего труда. Без концертной деятельности невозможно в нашем деле. Особенно детям нравится играть в оркестрах, ансамблях, дуэтах. Вообще у нас более трёхсот концертов за год набирается.
- Справедливо ли утверждение, что дети, закончившие музыкальную школу, отличаются от своих сверстников, превосходят их в интеллекте, развитии? Читала интервью, где ректор одного из технических вузов говорил о том, что когда на одно место претендуют несколько абитуриентов с одинаковым количеством баллов, то он отдаёт предпочтение тому, у кого есть музыкальное образование.
- Подобная практика есть не только в наших вузах, но и за границей. О пользе музыкального образования много говорят. И тут я не открою Америку. Есть научные исследования, которые доказывают, что занятие музыкой способствует развитию правого полушария мозга, которое отвечает за интеллект, умение мыслить, моторику. Ребёнок, который проучился восемь-девять лет в музыкальной школе, получает навыки организации своей деятельности. Ведь ему приходится совмещать уроки в общеобразовательной школе с музыкальными занятиями, планировать своё время и так далее. У ребёнка лучше развивается память и моторика. При встрече со своими выпускниками мне отрадно видеть, что многие из них успешны в жизни. Пусть и не стали музыкантами.