Новости
Положительный опыт красноярского ТСЖ: Как из развалюхи сделать конфетку
Хозяйский подход к обслуживанию дома
В Октябрьском районе Красноярска товарищество собственников жилья “Афонтовское” считается одним из образцовых. И это несмотря на то, что обслуживает ТСЖ всего один дом. О расширении председатель “Афонтовского” Наталья Даничева даже не думает, хотя просьбы принять под своё крыло ту или иную многоэтажку поступают. Ведь каждая высотка, уверена Наталья Алексеевна, индивидуальна, имеет свой менталитет и технические особенности, а потому и обслуживаться должна в отдельности.
Здание на улице Киренского, 11б в Студенческом городке можно назвать в чём-то уникальным. Построено оно было в 1994 году как малосемейное общежитие политехнического института и только спустя шесть лет получило статус жилого дома. Местные жители вспоминают, что тогда их жильё никто не обслуживал, и дом чуть ли не рушился. Из-под ног уходила подмостка, текла крыша, а электропроводка грозила пожаром.
— Всё было в таком состоянии, что городская управляющая компания не захотела принимать наше жильё на обслуживание, — рассказывает Наталья Даничева. — В итоге мы, преподаватели института, решили сами управлять многоэтажкой.
Летом 2006 года на Киренского, 11б появилось товарищество собственников жилья. Обследовав доставшееся хозяйство, инициативная группа схватилась за голову: трубы текут, кирпич валится.
— Задачи, которые необходимо решать, мы видели, — говорит Наталья Даничева. — Но где взять деньги, чтобы всё отремонтировать? В политехническом институте получили сверку, и оказалось, что многие жильцы больше года не платили за квартиру. Первое, за что взялись: ходили по дому и убеждали людей, что вносить платежи необходимо. Заключив договоры с ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ взялось за учёт. Ещё даже в помине не было закона об энергосбережении, а в доме на Киренского уже появились счётчики. Заодно в подвале установили циркуляционный насос и решили проблему холодных полотенцесушителей. Два года ушло на то, чтобы навести порядок в электрохозяйстве дома, отвоевать колясочные, которые были заняты под личные кладовки.
Если ты хозяин в своём доме, то и ремонт сделаешь так, чтобы он долго дюжил. А платежей, которые поступают от собственников, вполне достаточно, чтобы сделать из развалюхи конфетку. Главное — хозяйствовать рационально.
— Откуда деньги взяли? — задаёт вопрос Наталья Алексеевна и сама же на него отвечает. — Поставили общедомовые приборы учёта и просчитали разницу между платежами по нормативу и реальным потреблением ресурса. Разница оказалась приличной, и на собрании мы решили направить эти средства на восстановление дома и инженерных коммуникаций. В первый год при обороте 2,5 млн рублей экономия у нас составила 480 тысяч. Эти деньги окупили установку приборов учёта, кроме того, мы сделали антивандальные двери с домофонами, навесы над входами в подъезды, водосливы вывели в палисадник, оборудовали помещение для правления ТСЖ.
На следующий год на ту же разницу между платежом и потреблением в “Афонтовском” (она составила уже 800 тысяч рублей) решением собрания направили на капитальный ремонт электрохозяйства и кровли дома.
— Мы подошли к делу экономно. На обновление электрохозяйства ушло 411 тысяч рублей вместо миллиона (такая сумма значилась в сметах, предлагаемых различными подрядчиками), — рассказывает Наталья Алексеевна. — А ремонт кровли обошёлся в 277 тысяч. Мы наняли двух специалистов, которые покрыли крышу новыми материалами, да ещё подсказали, как укрепить парапет, что и было сделано в следующем году. Знаю, что аналогичный ремонт в других домах обошёлся их жителям в сумму от полутора до пяти миллионов рублей!
В ТСЖ “Афонтовском” считают: если ты хозяин в своём доме, то и ремонт сделаешь так, чтобы он долго дюжил. А платежей, которые поступают от собственников, вполне достаточно, чтобы сделать из развалюхи конфетку. Главное — хозяйствовать рационально.
Сегодня дом 11б на улице Киренского — пример энергосбережения. В подъездах сделан тепловой контур, на этажах — энергосберегающие светильники с датчиками движения, в подвалах и на чердаках полностью утеплены трубы, стояки тепло- и водоснабжения чистятся с помощью пенной технологии. А главное — в прошлом году в доме появилась инновационная установка, которая контролирует параметры теплоносителя, передаёт их через Интернет на сайт центра АВТ, управляет работой насосов. Этот автоматизированный центр позволяет постоянно держать температуру воздуха в квартирах определённой температуры.
— В 2011 году мы заняли второе место в городском конкурсе “Лучшее ТСЖ”, и на эти деньги автоматизировали элеваторные узлы нашего дома, — хвалится Наталья Даничева. — Это была наша давняя мечта: модернизировать управление теплосистемой и снизить плату за отопление. Нынешняя зима показала — система работает отлично. Сейчас мы ждём экономии ресурса. Он выявится с окончанием отопительного сезона.
Вместе с автоматикой товарищество собственников жилья приобрело и целую команду инженеров, которые обслуживают теплосистему дома. Это не значит, что они постоянно толкутся в подвале и осматривают датчики. Такого не требуется. Специалисты в собственном офисе на компьютере наблюдают за подачей теплоносителя в жильё и при необходимости меняют параметры режима управления.
В администрации Октябрьского района опыт ТСЖ “Афонтовское” ставят в пример другим организациям, управляющим жилым фондом.
— Распространение опыта лучших ТСЖ Красноярска в области энергосбережения позволит жителям значительно снизить фактическую оплату услуг ЖКХ, — считает руководитель администрации Октябрьского района Алексей Маслов. — А также получить дополнительную экономию средств, которые можно будет по усмотрению жильцов направить на различные виды работ: благоустройство дворовой территории, ремонт подъездов и сетей и другие. Необходимо, чтобы каждый житель многоквартирного дома понимал важность энергосбережения, для этого администрацией района ведётся разъяснительная работа с населением.