Новости
Красноярцы о спектакле «Жанна»: «Сюжетная линия напоминает сериал, но оторваться от повествования трудно»
Жизнь страшнее и причудливее сериала
Здесь всё условно: и нищета, и роскошь. Дорогая обстановка шикарного дома бизнесменши Жанны и съёмная квартира её бывшего любовника Андрея - это одни и те же белые безликие кубы, из которых строится пространство. Вроде бы простой визуальный ход, но он сразу расставил нужные акценты и определил смыслы спектакля . Когда ты одинок и твоему одиночеству и тоске нет ни конца, ни края, то, по большому счёту, материальный рай, который не с кем разделить, не имеет никакого значения. Он только усиливает ощущение сиротства.
«Жанна» - новый спектакль Красноярского театра имени Пушкина, премьера которого состоялась 22 марта. Поставил его режиссёр Никита Рак. Спектакль вырос из прошлогодних актёрских читок на фестивале «Драма. Новый код». Именно тогда актёры театра Пушкина впервые представили первоначальный вариант пьесы молодого, но весьма востребованного российскими театрами драматурга из Екатеринбурга Ярославы Пулинович. (Кроме «Жанны», в Красноярском ТЮЗе уже идут две постановки Пулинович - «Наташина мечта» и «Как я стал»). Автор присутствовала на читке, и надо сказать, что трактовка Никиты Рака ей понравилась. Пьеса про современную жизнь пришлась по душе и актёрам. Прошло менее года, и спектакль «Жанна» вошёл в репертуар театра, хотя, конечно, как сложится его судьба в дальнейшем, покажет время. В «Жанне» заняты как мастера пушкинской сцены, так и молодые актёры театра: заслуженные артисты Людмила и Эдуард Михненковы, Ирина Иванова, Анастасия Медведева, Виталий Козырев и др.
На первый взгляд, у пятидесятилетней Жанны (Людмила Михненкова) всё хорошо. Она - владелица сети магазинов, дом её - полная чаша, она постоянно путешествует по миру… Удовлетворение от жизни усиливается тем, что Жанна всего этого добилась сама. Правда, чтобы сохранить нажитое непосильным трудом, Жанны всегда приходится быть в форме, начеку. А это ой как трудно. Особенно когда тебя предают самые близкие люди… Её любовник Андрей (Виталий Козырев), который младше Жанны на двадцать с лишним лет, с которым она прожила пять лет, уходит к девятнадцатилетней беременной студентке. И карточный домик счастья Жанны рушится в мгновенье ока. Потому что, как оказалось, козырем в колоде оказался этот милый, провинциальный мальчик, который так пришёлся по сердцу Жанны, стал ей не только возлюбленным, но и заменил бездетной женщине сына. И в который раз, собрав в кулак всю волю, она начинает строить свою жизнь заново. В отместку за боль Жанна мстит расчётливо и жестоко. Бизнес-вумен выкидывает любовника с работы - он был её заместителем, выписав ему волчий билет - теперь в этом городе его никто не берёт на работу. Андрей оказывается на улице с новорождённым сыном и юной подругой… И в отчаянии приходит к Жанне, которая принимает предателя вместе со всем семейством. Казалось бы, железная леди простила парня и даже пожалела молодых, но… Оказывается, что под маской милосердия особое блюдо - месть, которое, как известно, лучше всего подавать холодным. Жанна и тщательно скрывает свою тоску по несбыточному материнству - от того, что рядом с ней нет родной души. Подержав на руках новорождённого, она готова идти ва-банк: отомстить молодым вдвойне, отобрав у «нерадивых» родителей малыша…
Жанна одновременна притягательная и отвратительно отталкивающая. В ней уживается грубая торговка с рынка и трепетная поэтическая душа.
Кстати, как признавалась Ярослава Пулинович, эту концовку она дописала после того, как окончила пьесу. В первом варианте всё выглядело более оптимистически и гуманно: Жанна, приняв скитальцев, на вопрос Андрея «А что же дальше?» философски отвечала «Дальше будет новый день…» Но Ярослава решила, что более жёсткая концовка будет уместней.
Людмилу Михненкову трудно переиграть в этом спектакле. Хотя остальные актёры в своих ролях тоже весьма убедительны. Андрей Виталия Козырев играет домашнего мальчика, который по воле брутального отца оказался в большом и неуютном городе. Катя в исполнении Анастасии Медведевой - настоящая лимитчица: глупа, но по-деревенски сметлива и расчётлива. Уже сейчас понятно, лет через пять она превратится в обычную тётку и станет поедом есть своего благоверного за то, что мало зарабатывает, что в доме всё не как у нормальных людей… Убедительна в своей циничности разбитная карьеристка Ольга (Ирина Иванова). Она, вероятно, повторит судьбу своей начальницы Жанны: Ольгу ждёт благосостояние и одиночество. Правда, об этом она пока не догадывается. Очень трогателен в своей любви к маленькой дочке Варюшке партнёр Жанны по бизнесу, стареющий ловелас Виталий Аркадьевич (Эдуард Михненков).
Но Жанна Людмилы Михненковой вне конкуренции. Её роль многопланова: острохарактерна и в то же время лирична. Жанна одновременна притягательная и отвратительно отталкивающая. В ней уживается грубая торговка с рынка и трепетная поэтическая душа. Таких, как Жанна, и боишься, и жалеешь. Может, немного Жанна напоминает булгаковскую Маргариту. Помните эпизод, где Маргарита уже в роли ведьмы успокаивает маленького мальчика, испугавшегося её? Она рассказывает малышу сказку: «Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая, стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших ее…»
Несмотря на то, что сюжетная линия спектакля «Жанна» очень напоминает сериал, оторваться от повествования трудно. Хорошая мелодрама (где персонажи написаны не схематично, а каждый герой - человек с судьбой, прошлым) в формате двухчасового спектакля смотрится и воспринимается иначе, чем многолетние сериальные страсти - остро, сердечно. Жаль, что бесконечные «мыльные оперы», идущие по ТВ, убили в нас желание смотреть мелодрамы. Ведь ничего не может быть интереснее, смешнее и трагичнее, чем история обычного человека.