Новости
В Красноярске обсудили городские пространства
Для мам, флористов и вертолётчиков
Можно ли построить площадку для скейтборда из земли, зачем в зарубежных городах устраивают «змеиный бег» и дерзнёт ли беседка спортивного острова Татышев стать символом Красноярска, выясняли на встрече дискуссионного клуба «Новый город», где активные и неравнодушные граждане решают, как сделать Красноярск лучше. На этот раз обсуждали городские пространства: дворы, детские и спортивные площадки и прочие места отдыха.
Если у места нет хозяина и границ - там орудуют вандалы и царит хаос, а главная проблема - неправильное мышление. Примерно такую мысль пытался донести до собравшихся архитектор и урбанист Антон Шаталов, говоря о различиях общественных и частных пространств с точки зрения архитектуры.
По его словам, термин «общественное» почти для каждого современника означает - ничьё. Человек никогда не станет парковать машину на цветочной клумбе или детской площадке собственного загородного участка, а во дворе многоэтажки - легко. Хотя газон и двор также собственность этого жильца, пусть коллективная.
- У любого владения должны быть осязаемые границы и хозяин, - подчеркнул эксперт. - Границами могут выступать не только ограждения и заборы, но и перепады рельефа и даже малые архитектурные формы. Простое понимание того, что территория чья-то, помогает любому, кто на неё попал, определить адекватную модель поведения. Пока же дворы наших многоквартирных домов будут восприниматься как общественные, там не будет никакого порядка.
Красноярску необходима специальная онлайн-карта, точно информирующая горожан о местонахождении различных площадок: детских, спортивных и для выгула собак.
Слова Антона Шаталова подтвердил примерами председатель ТСЖ «Пригорное» Павел Кущенков, успешный управляющий конкретной частью городского пространства. Преображение мира вокруг его дома началось именно с того, что группа жильцов осознала - им принадлежат не только личные квартиры, но и подъезды, подвал, чердак и прилегающая к строению земля. На то, чтобы убедить в этом всех жильцов, ушло много времени. Но итоги радуют. Сегодня двор четырёхподъездной десятиэтажки оборудован хорошей детской площадкой, турниками, грамотно организована стоянка автомобилей - оказывается, если делать разметку на асфальте, в парковочные карманы войдёт больше машин. Двор всегда освещён, поэтому водители из соседнего дома, где двор ничей и фонари в нём не работают, стремятся парковать вечером свои авто у пригорновцев. Пришлось установить границы в виде шлагбаума, так как в приоритете - свои.
- Надеюсь, настанет время, когда нам не придётся друг от друга отгораживаться, - считает Павел. - Но это случится, когда всё общество в России изменится, люди будут вести себя ответственно.
Алексей Клешко, заместителя председатели Законодательного собрания Красноярского края, заметил в тему, что за рубежом он не видел ни одной неогороженной школы или детского сада. Но с оговоркой, что воспитывают и развивают людей не столько заборы и ограды, сколько гармоничная архитектурная среда.
О том, чем можно эту красноярскую среду улучшить, поведал известный архитектор Алексей Мякота в презентации универсальных конструкций, из которых собирают малые архитектурные формы, - изящные лавочки, лёгкие беседки и летние эстрады.
- С помощью таких элементов можно сделать дизайн интересным, а места отдыха - привлекательными, - считает он. - Тогда они будут не только радовать, но и выполнять свою главную функцию - притягивать разных людей и побуждать их коммуницировать. Именно это происходит на острове Татышев, сама атмосфера которого сближает. Я был не раз свидетелем того, как здесь незнакомые ранее и очень разные люди начинали вдруг общаться, помогать друг другу.
В ответ Алексей Клешко пофантазировал о том, что представленные конструкции вполне могут стать одним из архитектурных символов Красноярска, как например чугунная ограда - символ Санкт-Петербурга.
Интересный зарубежный опыт устройства площадок для молодёжи привёл Вадим Шадрин, представитель краевой федерации скейтбординга, велоспорта-маунтинбайка и сноуборда. В кампусе университета Пенсильвании существует территория для современного велоспорта - необычная велодорожка (её название переводится примерно как «змеиный бег»), с гладкой поверхностью посередине и неправильным рельефом по краям. Она отлично подходит для занятий и прекрасно вписывается в ландшафт. Системы турников для любителей воркаута - модной сегодня дворовой акробатики - строят в разных вариантах в городах Европы и США. Снаряды делают из всяких материалов, даже из дерева.
- Эти с виду простые конструкции спроектированы в точном соответствии с анатомией человека, - пояснил эксперт. - Диаметр трубы, расстояние между перекладинами рассчитаны так, чтобы было удобно упражняться.
Для скейтбордеров на Западе строят так называемые скейт-плазы. Это не только поля для тренировок, но и арт-объекты, украшающие города. На волнующий вопрос - за чей счёт удовольствие, Вадим ответил, что подобные экстрим-парки строят за счёт государства, учебных заведений и спортивных фирмы, продвигающие через экстремалов свой товар.
Энтузиаст убеждён: стоит таким сооружения появиться в Красноярске, как они сразу станут местами паломничества многих тысяч юных фанатов, которые сейчас вынуждены использовать для упражнений не очень подходящие элементы архитектуры, например, поверхности памятников и мемориалов.
Педагоги тут же попросили выстроить хотя бы маленькие экстрим-площадки в их школьных дворах, чтобы дети не занимались глупостями, а крутили кульбиты. А скептики заметили, что такие парки нерациональны - их можно будет использовать только в тёплое время, они занимают много места, а уж если спортивное направление выйдет из моды, считай, деньги выбросим ветер. Особо экономные интересовались, нельзя ли соорудить скейт-плазу из земли.
Молодой инструктор Дмитрий Нагаев, тренирующий школьников, предложил для начала грамотно использовать уже имеющиеся спортплощадки. Площадка стоимостью в 4,5 миллиона рублей, на которой он работает с ребятами, загружена мало, в основном вечером. Он считает, что её стоит использовать как место для уроков физкультуры близлежащим школам, в которых нет своих ресурсов для занятий.
Идеи лились потоком: спорили о функциях городских пространств и о том, каким им быть в наших сибирских условиях, - закрытыми или открытыми. Все сошлись на том, что сегодня горожане не хотят томиться в душных квартирах, желают встречаться в публичных местах, и там должно быть комфортно представителям всех поколений. Словом, нужно больше пространств, хороших и разных.
- Тема общественных пространств - важная и актуальная, - отметил мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. - Я уверен, что этот важный разговор нужно продолжать, детально обсуждая тему. Мы строим спортивные площадки во дворах, но только их одних недостаточно, люди хотят большего. У нас есть художники, флористы, собаководы, любители летать на вертолётах и многие другие категории увлечённых. Нужно учесть интересы всех.