Новости
Образование или вероисповедание: кто кого?
Монастырь с чужим уставом
Школьников учат основам религиоведения, приглашают священников в классы. Обществу советуют быть дружелюбным и толерантным. Но случаются ситуации, когда одни правила перечёркивают другие. Так вышло со студенткой Красноярского медуниверситета, которую на днях отчислили из вуза за нарушение правил внутреннего распорядка. Девушка исповедует ислам и, как и подобает мусульманке, носит хиджаб. Это противоречит сразу двум пунктам документа. Во-первых, студенту-медику должно носить белый халат и по необходимости надевать медицинский колпак и маску. Во-вторых, в медуниверситете запрещено носить предметы одежды, подчёркивающие религиозную принадлежность. Фактически девушку отчислили за тот самый платок на голове.
Этой историей уже заинтересовалась прокуратура. Проводится проверка о соблюдении прав студентки и законности её отчисления. Шума эта новость наделала немало. Мнения, как это часто бывает, разделились: одни считают, что решение об отчислении студентки-мусульманки было правильным. Дескать, у нас светское государство, да и с формой врача хиджаб не сочетается. Другие, напротив, говорят об ограничении прав и свобод человека. Мы в свою очередь пытаемся разобраться - могут ли образование и вероисповедания в принципе пересекаться. Или лучше всё же не смешивать эти понятия и, как в данном случае, выбирать, кем тебе лучше быть - врачом или мусульманкой.
На первый взгляд, отчисление студентки кажется несправедливым. Особенно если учесть, что нареканий со стороны успеваемости не было. Однако если взглянуть на проблему с другой стороны, в частности, с позиции элементарных требований санитарии, то и мера не кажется столь радикальной. Ведь речь идёт об образовательном учреждении конкретной направленности. Это не школа, не многопрофильный вуз.
- С одной стороны, мы живём в мультикультурном обществе, и на это следует ориентироваться сфере образования, но здесь речь идёт о чисто профессиональных правилах, - рассуждает православный священнослужитель Пётр Боев. - Есть форма одежды врача - белый халат, чепчик. Для женщины, исповедующей ислам, соблюсти это сложно. Однако я считаю, что прежде чем принимать решение о её отчислении, стоило провести, скажем, межвузовское совещание, изучить, как разрешались подобные проблемы.
В Красноярске это первый случай, а вообще вокруг хиджаба давно разгораются споры. Турция, Тунис, Таджикистан и Азербайджан, хоть и населены преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в школах и университетах. В 2004 году Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях. И это - единственная страна Евросоюза, где приняты подобные меры. В Англии, например, даже женщины-полицейские могут носить хиджаб. А в школах Австрии немало учительниц, одетых по нормам шариата. Кроме того, в австрийских школах любой мусульманский ребёнок имеет право на уроки по исламу.
В России единого закона на этот счёт нет, однако в отдельных регионах попытки запретить хиджаб случались. В октябре 2012 года в Ставропольском крае на этой почве разгорелся скандал. Директор одной из сельских школ отказалась пускать на уроки девочек в хиджабах. Свои интересы мусульманские семьи решили отстаивать в суде - истцы настаивали на том, что запрет на ношение религиозной одежды нарушает их конституционное право на свободу вероисповедания. Однако ставропольский суд иска не удовлетворил. Для учеников была введена школьная форма.
Кстати, президент России Владимир Путин, комментируя эту ситуацию, подчеркнул, что к религиозным чувствам других людей нужно относиться с уважением, однако помнить, что Россия - светское государство. Иными словами, как церковь отделена от государства, так и образование следует отделить от какого-либо вероисповедания.
Красноярка Елена, пожелавшая не называть своей фамилии, вышла замуж за мусульманина. Она знает, как трепетно относятся к традициям люди, исповедующие ислам. Позицию вуза в данном случае она не одобряет. «Женщины-мусульманки лечатся только у женщин, тоже желательно мусульманок. Значит, среди них есть врачи, и значит, они как-то выучиваются этой специальности. Конечно, в странах, где хиджабы являются обязательными, в вузах наверняка раздельное обучение - имею в виду по половому принципу, ведь при отсутствии в коллективе мужчин женщине в отдельных случаях разрешается снять головное покрывало и, скажем, надеть шапочку врача. И у нас наверняка тоже можно было что-то придумать для разрешения этой проблемы», - считает Елена.
Официальная позиция на этот счёт представителей красноярской мечети неизвестна. В пресс-службе нам сообщили, что муфтий в отъезде, и данную ситуацию без его ведома комментировать кто-либо не вправе.
Член совета Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Андронова уверена, что для нас этот пример должен стать поучительным.
- Этот случай столкновения интересов образования и религии - первый в нашем регионе, но можно предположить, что не последний, ведь мы живём в многоконфессиональной стране и крае, - говорит Светлана Михайловна. - И для нас это опыт. Считаю, что Гражданская ассамблея должна отреагировать на ситуацию, чтобы впредь избегать подобных ошибок. Необходимо выработать позицию с учётом интересов и представителей образования, и носителей определённой культуры, веры.