Новости

Кто будет платить за замену лифта?

Кто будет платить за замену лифта?

Высотная доступность

За безопасность подъёмников в жилых домах в нашей стране сегодня никто ответственности не несёт. К такому выводу пришли эксперты, изучив технический регламент Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана о безопасности лифтов. Документ вступил в силу 15 февраля. И согласно ему Ростехнадзор утратил право контроля над «подъёмной» отраслью. Нового же надзорного ведомства за проблемным хозяйством в стране так и не появилось.

Участники Таможенного союза договорились, что вопросы контроля над лифтовым хозяйством переходят в компетенцию национальных органов, которые устанавливают правительства. Затем ведомство, наделённое такими полномочиями, должно оповестить об этом Европейскую экономическую комиссию. Пока это сделал только Казахстан - там лифтовое хозяйство передали МЧС.

В России же сначала всё хотели оставить, как есть: мол, пусть Ростехнадзор продолжает заведовать лифтами. Но затем чиновники решили, что отрасль должна контролироваться двумя ведомствами. Проектирование устройств, надзор за производством и сертификацию предложили возложить на плечи Росстандарта. А всё, что касается последующей эксплуатации лифтов, - передать в компетенцию Ростехнадзора. Некоторые эксперты призывали использовать опыт Польши, где ответственность за работу лифта несёт производитель, но только на стадии монтажа. Далее контроль над подъёмным механизмом переходит к эксплуатирующей компании. Однако на данный момент дискуссия так ничем конкретным не закончилась, и фактически лифтовики работают вне правового поля.

Между тем, констатируют эксперты, проблем у лифтового хозяйства страны и без нововведений, связанных с вступлением в силу техрегламента о безопасности подъёмников, предостаточно. В частности, непонятно, кто и как должен вводить лифт в эксплуатацию. В Национальном лифтовом союзе (НЛС) уверены, что этим должна заниматься комиссия в составе представителей монтажной организации, собственника и непосредственного пользователя. Такой механизм, кстати, действовал раньше (правда, там ещё присутствовал «делегат» от Ростехнадзора), но был отменён.

Все проблемные лифты Красноярска давно известны, вопрос в том, кто должен финансировать установку нового оборудования. Согласно Жилищному кодексу это собственники квартир, но на счетах домов нет денег, достаточных для замены подъёмников.

- Поддержать должный уровень безопасности при техническом обслуживании лифтов под силу лишь профессионалам, - уверен Сергей Сергиенко, член комитета регионального развития ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис». - В ситуации, когда государство сокращает свои контрольные функции и расходы, саморегулируемые организации, входящие в НЛС, определяют единую техническую политику в лифтовом хозяйстве, которая выражается в профессиональных стандартах. Поэтому необходимо решение на государственном уровне об обязательном применении стандарта СРО при осуществлении техобслуживания лифта.

Есть и ещё один камень преткновения: лифтовики не согласны со стоимостью страховки подъёмных устройств. По закону они выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО). Однако тарифы для лифтовиков остались прежними - высокими. Более того, закон умалчивает о том, что является страховым случаем. Как фиксируется авария, что является аварией, кто будет расследовать инцидент - всё это необходимо прояснить. Помимо этого, в КоАПе отсутствует статья, устанавливающая ответственность за нарушения, связанные с монтажом и эксплуатацией лифтов.

Однако самая острая тема - изношенность «грузовой» индустрии. В России действует 530 тысяч лифтов и подъёмников. Из них, по оценкам экспертов, не менее 420 тысяч установлено в многоквартирных домах. При этом как минимум 150 тысяч лифтов прослужили более 25 лет, то есть выработали свой назначенный срок. Таким образом, треть подъёмников в стране небезопасны для пользователей.

Сегодня в Красноярске более одной тысячи лифтов отработали свыше 25 лет, и, по сути, их необходимо в экстренном порядке выводить из эксплуатации и менять на новые подъёмники. Но модернизация и капитальный ремонт этого хозяйства - удовольствие недешёвое. Чтобы заменить один лифт, необходимо не менее полутора миллионов рублей.

За последние пять лет в краевом центре за счёт бюджетных средств (во многом благодаря ресурсам Фонда содействия реформированию ЖКХ) заменено более 500 подъёмников. Однако, говорят эксперты, эти меры лишь чуть притормозили скорость износа лифтового хозяйства. Выделяемые средства не закрывают все потребности миллионного города в капитальном ремонте и замене подъёмников. Жилищники подчеркивают: все проблемные лифты давно известны, вопрос в том, кто должен финансировать установку нового оборудования. На сегодняшний день 85 процентов жилого фонда краевого центра находится в частных руках. При этом согласно Жилищному кодексу собственники квартир в многоэтажном доме несут ответственность за общедомовое имущество, в том числе и за лифтовое хозяйство. Но с такой постановкой вопроса многие не согласны. Депутат Законодательного собрания края Анатолий Матюшенко на одном из круглых столов, посвящённых проблемам лифтового хозяйства, отметил, что заменить все проблемные лифты исключительно за счёт населения нереально. «Только при помощи бюджетов разных уровней - и федерального, и регионального, и местного - можно справиться с этой проблемой», - резюмировал парламентарий.

В Национальном лифтовом союзе убеждены, что проблему ветшания подъёмного хозяйства возможно решить при помощи бизнеса. Для этого в законодательстве необходимо прописать механизмы участия в вопросах капитального ремонта жилых домов банков и других инвестиционных организаций. Более того, производители лифтового оборудования, входящие в отраслевой экспертный совет, уже готовы дать городу и краю товарный кредит в виде оборудования и выполнения монтажных работ на замену 100-120 лифтов ежегодно. При этом основываясь исключительно на продукции местного производства. По словам представителей отрасли, производственный и профессиональный потенциал местных производителей позволяет решить эту задачу.

Побороть износ лифтового хозяйства, как и всего жилого фонда, призваны и нововведения в механизме капитального ремонта многоквартирных домов. Собственники с первого января следующего года должны вносить платежи в общую копилку: деньги пойдут на ремонт проблемных сооружений. Таким образом, вскладчину можно было бы постепенно заменить все проблемные лифты. Но к этому закону у экспертов сегодня довольно много вопросов, и не исключено, что он претерпит изменения. «Кто и по каким критериям будут отбирать многоэтажки, которые необходимо откапиталить немедленно, а какие ещё подождут, - задаётся вопросом член Совета Федерации Вячеслав Новиков. - Считаю целесообразным, чтобы люди вносили деньги не в общий котёл, а на специальный счёт дома. Пусть сами копят себе на ремонт и на общем собрании принимают решение, на какие работы пойдут собранные средства. Уверен, эта поправка будет принята в ближайшее время». Так что говорить о том, что механизм финансирования замены ветхого оборудования в многоэтжках найден, пока рано. Дискуссия продолжается.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА