Новости
В 2012 году на территории Красноярского края на железнодорожных путях пострадало 79 человек, 59 из них погибло
Пункт назначения - станция Конечная
Когда-то при виде прибывающего на экране поезда люди в испуге вскакивали со своих мест и убегали из кинотеатра. Сегодня приближающимся в реальности локомотивом уже никого не удивишь и не испугаешь. Люди настолько привыкли к ним, что порой просто забывают, насколько опасной и плачевной может быть встреча с ним. О чём и свидетельствуют страшные цифры статистики.
Только за 2012 год на территории Красноярского края на железнодорожных путях пострадало 79 человек, 59 из них погибло. С начала этого года жертвами многотонника стало уже девять человек, шесть из них получили травмы, не совместимые с жизнью. И это притом, что зима - сезон так называемого затишья, люди не едут на дачу, в отпуск или просто на загородный отдых. Летом ситуация гораздо хуже, и число жертв увеличивается.
- Главная причина несчастных случаев - грубое нарушение правил безопасности, - говорит Кирилл Ушаков, инженер службы охраны труда и промышленной безопасности Красноярской железной дороги. - Люди выходят на железнодорожные пути в неустановленных местах, невнимательно ведут себя на дороге. Например, слушают музыку в наушниках или отвлекаются на что-то другое и не замечают приближающегося поезда. Как следствие - гибель или тяжелейшие травмы.
К сожалению, многие пренебрегают, а некоторые даже не знают, что существуют чётко прописанные правила пересечения железнодорожных путей и соответствующие штрафные санкции за их нарушение.
Переходить железнодорожные пути следует по специально оборудованным настилам либо виадукам. И при этом стоит быть предельно осторожным, обращать внимание на предупреждающие знаки и сигналы железнодорожного светофора. Но даже если знаки и сигналы разрешают тронуться, прежде чем ступить на переход, нужно обязательно посмотреть в обе стороны и самостоятельно убедиться в отсутствии приближающего поезда. Перебегать по принципу «ещё далеко - я успею» не стоит. Во-первых,скорость движущегося поезда на глаз оценить сложно. Во-вторых, переходя пути, второпях можно зацепиться одеждой или обувью за рельсы. На то, чтобы освободиться, нужно время, а поезд неумолимо приближается... Чтобы перейти через железнодорожную колею, пешеходу требуется пять-шесть секунд. На полном ходу поезд за это время преодолевает расстояние 150-180 метров. Даже в случае применения машинистом экстренного торможения по инерции он пройдёт около одного километра пути, и вероятность угодить под колеса или получить многотонный удар велика.
Не стоит пережидать прохождение поезда слишком близко к рельсам, или ещё хуже - стоять между путями. Есть вероятность попасть в габариты поезда или быть сбитым выступающими частями локомотива, например, подножками вагонов. Плюс к этому сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.
- Особенно страшно, что часто жертвами железнодорожных аварий становятся дети, - рассказывает Кирилл Григорьевич. - Причём иногда по вине взрослых. Например, мама переходит путь в неположенном месте, тянет за руку малыша. С одной стороны, она заведомо подвергает ребёнка опасности, с другой - уже с детства закладывает малышу программу, что правила можно нарушать. И есть вероятность, что когда-нибудь эта «наука» обернётся для ребёнка трагедией.
В прошлом году, переходя железнодорожные пути в неположенном месте на перегоне станций Чернореченская - Тарутино, погибли женщина и ребёнок, притом, что машинист среагировал моментально.
Кроме того, по словам Кирилла Ушакова, часто дети становятся жертвами поездов из-за недосмотра взрослых - играют на путях. Или подростки, желая проявить себя во всей красе перед сверстниками, залазят на стоящие составы, не учитывая, что поезд может тронуться в любой момент. Плюс ко всему по незнанию можно угодить под контактные провода составов. И в лучшем случае отделаться ожогом. Электрическая дуга от проводов на железной дороге может поразить при приближении к ней на два метра. Напряжение в контактных проводах достигает 27,5 тысячи вольт, для сравнения: в домашних бытовых розетках - 250 вольт.
В июле прошлого года юноша взобрался на стоящий железнодорожный состав, достал телефон и только взмахнул рукой, как мгновенно был поражён электрической дугой. Мальчик остался жив, но 40 процентов кожи было обожжено.
И это не единичный случай. Но как отмечает Кирилл Григорьевич, по сравнению с 2011 годом в 2012-м количество несчастных случаев на железной дороге уменьшилось на 11 процентов.
- Мы стараемся как можно чаще проводить рейды, - рассказывает Кирилл Ушаков. - Ходим в школы и детские сады, показываем разъяснительные фильмы, ведём беседы, раздаём памятки, устанавливаем предупреждающие таблички. И несмотря на это, люди продолжают нарушать. Дело в сознании человека и в мизерных штрафах, которыми наказывают нарушителей.
Сейчас штраф за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте составляет всего 100 рублей, и то это максимальная санкция, и возлагается она на человека, повторно совершившего нарушение.
Сумма смешная. Как считают работники железной дороги, её необходимо увеличить в несколько раз, до 1 000 или даже 3 000 рублей.
- Повышение штрафа, - говорит Кирилл Григорьевич, - может изменить ситуацию. Я думаю, что ряды нарушителей заметно сократятся, соответственно, и количество жертв тоже. Кому хочется расставаться с приличной суммой?