Новости
На дорогах Красноярска созданы самые благоприятные условия для лихачей
Штрафы - выше, инспектора - ближе
Наверняка водитель автомобиля марки Nissan AD, который 31 марта на улице Ленина из-за превышения скорости рухнул на семью, лишив жизни её главу Алексея Лесничева, обучался когда-то в автошколе. В одну из них и отправился наш корреспондент, чтобы организовать среди будущих водителей сбор подписей под обращением в Государственную думу об ужесточении наказания для автолихачей, виновных в смерти людей. А заодно обсудить, какие ещё меры помогут сделать городские улицы безопаснее.
Основным тезисом подготовленного редакцией «Городских новостей» обращения, является требование о внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса РФ. В статье УК перечислено три вида последствий, которые могут наступить в результате нарушения водителем правил дорожного движения. Это тяжкий вред здоровью, смерть человека, смерть двух и более лиц. Мера ответственности за каждое преступление зависит только от того, был ли водитель трезв или пьян. Причём в каждом из шести пунктов этой статьи подчёркивается, что эти деяния именно по неосторожности повлекли перечисленные последствия.
Неосторожность подразумевает отсутствие умысла на совершение преступления. Этот нюанс не позволяет приравнять причинение тяжких последствий к умышленному действию. В обращении к законодателям предлагается изменить существующее положение вещей и добавить в статью 264 УК РФ пункты, где такое деяние, как наезд на пешехода в результате превышения скорости, обособить в отдельный вид правонарушения и приравнять его к умышленному преступлению. Что, соответственно, позволит приговаривать виновных к более серьёзным наказаниям. Согласитесь, несясь по городу в два раза быстрее максимально разрешённых 60 километров в час, нормальный человек не может не осознавать опасность своих действий. Он ведь проходил освидетельствование у психиатра, доказал свою нормальность, когда получал права. Следовательно, водителя, нарушающего скоростной режим, иначе как злоумышленником не назовёшь.
Вот эти соображения и высказал наш корреспондент в своём выступлении перед учащимися автошколы. Кстати, состав студентов, как и ожидалось, был самый разнородный - от 18-летних парней и девушек до серьёзных дам. Получался довольно репрезентативный срез водительского сообщества. Эти люди завтра сядут за руль и начнут решать, где им надавить на педаль газа, а где лучше притормозить. Сюда можно было приходить и без подписных листов - важно уже то, что удалось привлечь внимание именно этих людей к проблеме лихачества на дорогах.
- Считаю, что для достижения максимального эффекта, необходимо предложения по ужесточению наказаний за нарушение ПДД переместить из уголовного кодекса в административный, - говорит Сергей Морозов, преподаватель автошколы АНО УПК АВТЭКС. - Сейчас штраф за превышение скорости в зависимости от того, насколько вы превысили, находится в диапазоне от 100 до 2500 рублей. Эти суммы нужно увеличить многократно и это нужно указать в тексте обращения. Вспомните повышение штрафа за не пристёгнутый ремень безопасности до 500 рублей. В очень короткий период времени результат был достигнут - все начали пристёгиваться.
Но одних этих мер будет недостаточно, отмечает эксперт. Необходим комплексный подход. Штраф имеет смысл поднимать, если будет тот, кто его выпишет. «А когда в последний раз вы видели на дороге инспектора ГИБДД?» - задаёт риторический вопрос Сергей Николаевич. И тут же отвечает: «Его там нет, потому что по законодательству он даже не имеет права просто остановить автомобиль, чтобы проверить документы. Он это может сделать только на специально оборудованном посту. А много ли у нас на той же улице Ленина таких мест? Кажется ни одного…». Вот ещё одна поправка в обращение - расширить права инспекторов ГИБДД.
Кроме того и автокурсантов и их преподавателя, как выяснилось, не в последнюю очередь волнует неотвратимость наказания за нарушение ПДД для каждого человека, вне зависимости от занимаемой должности и достатка. Ведь от того, какой пример гражданам страны подают элиты, во многом зависит законопослушание, в том числе на дороге, считают будущие водители. В пример приводятся многочисленные видеоролики, которые можно увидеть в интернете, где чиновники самого высокого ранга под камерами многочисленных СМИ управляют автомобилями, забыв даже просто пристегнуться ремнём безопасности. Были ли оштрафованы эти нарушители на 500 рублей, как того требует административный кодекс? Учащиеся сомневаются - вряд ли…
В конце разговора снова вернулись к тому, с чего начали - к статье 264 Уголовного кодекса. В автошколе согласны, что в неё надо вносить изменения. И в первую очередь в формулировки того, как назначаются наказания в виде лишения свободы за тот или иной вид преступления.
- Обратите внимание, покалечил человека - срок до трёх лет, убил - до пяти лет, - приводит примеры Сергей Морозов. - Нет нижней планки наказания. Вот ещё одна лазейка для злоупотреблений. Кто-то сядет, а кто-то за то же самое получит свободу. Это тоже нужно менять - необходимо установить хоть какой-то уровень минимального наказания.
Елена Пензина, тележурналист, депутат Городского Совета:
- Я целиком поддерживаю инициативу газеты «Городские новости» по сбору подписей под этим обращением в Государственную думу. Считаю, что пять лет заключения для убийцы, который сделал свой автомобиль орудием преступления, слишком мягкое наказание. Совершенно очевидно, что если человек разгоняется по городским улицам до безумной скорости, то тут речь идёт как минимум о преступном неуважении к окружающим.
Редакция «Городских новостей» предлагает вам, наши читатели, подписаться под обращением в Государственную думу с целью ужесточения наказания за ДТП со смертельным исходом. Это можно сделать в редакции газеты (ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж) и в муниципальных учреждениях культуры и социальной защиты населения.
Остановим беспредел на дорогах! Как наказать водителя, по вине которого погибли люди?